РАЗДЕЛ:

ЭКОНОМИКА

НАЗВАНИЕ

Российское образование: глобальные и национальные вызовы формированию человеческого потенциала

Наталья Геннадьевна Яковлева

Страницы   36-46  
Просмотры   414  
Размер   411.26 KB  

ИНДЕКСЫ СТАТЬИ

DOI: 10.52180/1999-9836_2023_19_1_3_36_46

EDN: GNWDCQ

АВТОР

Наталья Геннадьевна Яковлева

Центр институтов социально-экономического развития Института экономики РАН, Москва, Россия

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

ORCID: 0000-0001-7839-8467

Author ID: 8081-9884

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Яковлева Н.Г. Российское образование: глобальные и национальные вызовы формированию человеческого потенциала // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Том 19. № 1. С. 36–46. DOI 10.52180/1999-9836_2023_19_1_3_36_46 EDN GNWDCQ

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются трансформации, которым подвергается социальная сфера, в частности образование, в современной экономике под влиянием глобальных и национальных вызовов. Сфера образования в современном обществе является важнейшей сферой формирования человеческого потенциала, обеспечивающей социально-экономическое и технологическое развитие страны. Поэтому исследование путей развития и определение прогрессивного тренда в развитии образования является важной научной и практической задачей. В ходе исследования зафиксированы два основных направления в формировании социальной сферы, в частности, образования: маркетизация и социализация. В статье рассматривается процесс маркетизации российского образования в постсоветской России и основные его проявления, а именно коммерциализация, которая выражается не только в создании коммерческого сектора образования и частных образовательных организаций, но и смещении целей деятельности всей системы образования в сторону рыночно-ориентированной модели. Коммерциализация и бюрократизация российского образования, а также его недофинансированность определены как основные национальные вызовы для формирования человеческого потенциала, соответствующего уровню развития современного общества и экономики. Основным глобальным вызовом является глобализация образования, а именно подчинение национальных систем образования международным институтам, деятельность которых определяется целями развития глобального капитала и глобальной экономики, а не развития человеческого потенциала. В качестве альтернативного варианта предлагается постепенное формирование в нашей стране социально-ориентированной модели образования, основными составляющими которой являются эгалитарность, общедоступность, общественная ориентированность и демократичность. В статье показано, что социально-ориентированная модель образования, как представляют научные исследования и реальные практики современных экономик некоторых стран, является не только социально, но и экономически эффективной.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

социальная сфера, образование, человеческий потенциал, социализация образования, коммерциализация образования, недофинансированность образования, национальные вызовы образованию, глобальные вызовы образованию

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Наталья Геннадьевна Яковлева

д.э.н., доцент, ведущий научный сотрудник Центра институтов социально-экономического развития Института экономики РАН

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вереникин А.О., Вереникина А.Ю. Человеческий потенциал: фетишизм капиталистических отношений: [монография]. М.: РУСАЙНС, 2021. 100 с. ISBN 9785436566856
  2. Иванов О.И. Человеческий потенциал (формирование, развитие, использование) / ИПРЭ РАН. СПбГУ. Санкт-Петербург: Скифия-принт, 2013. 336 с. ISBN 978-5-98620-108-5
  3. Булавка-Бузгалина Л.А. Какое время у «будущего»? Хронотопы СССР. СССР – эпоха переходности // Культура: поиски будущего. Навигация – Маяковский / Под ред. Л.А. Булавка-Бузгалиной. М.: КомКнига / URSS. 2014. С. 25–54. ISBN 978-5-484-01343-2
  4. Арзуманян М.А. Социально-ориентированная модель образования как фактор развития человеческого потенциала (на примере скандинавских стран) // Общество и экономика. 2022. №8. С. 106–121. DOI 10.31857/С020736760021500-9
  5. Дубровин И.А. Достижение экономической эффективности на основе социальной справедливости в Скандинавской экономической модели // Вопросы политической экономии. 2022. №1. С. 162–181. URL: https://zenodo.org/record/6525596
  6. Дубровин И.А. Теоретические основы Скандинавской экономической модели: Стокгольмская экономическая школа и социализация капиталистической системы // Вопросы политической экономии. 2021. №2 (26). С. 117–131. URL: https://zenodo.org/record/5040328
  7. Яковлева Н.Г. Производство общественных благ как пространство развития человеческого потенциала: противоречия и потенциал советских практик // Экономическая наука современной России. 2021. № 4 (95). С. 148–151. DOI 10.33293/1609-1442-2021-4(95)-148-151
  8. Осипов А.М. Рыночные механизмы – социальный тупик российского образования // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. №5. С. 63–72. DOI 10.31992/0869-3617-2019-28-5-63-72, EDN ZIQIYP
  9. Угрюмова А.А. Маркетизация образования: плюсы и минусы // Профессиональное образование. Столица. 2013. №5. С. 20–21. EDN QYPNUV
  10. Яковлева Н.Г. Коммерциализация российского высшего образования: историко-логические контрапункты // Экономическое возрождение России. 2017. №4 (54). С. 49-58.
  11. Яковлева Н.Г. Социальные последствия финансиализации образования // Социологические исследования. 2019. №12. С. 104–114. DOI 10.31857/S013216250007744-1
  12. Смолин О.Н. Высшее образование и наука: некоторые системные проблемы // Ректор ВУЗа. 2020. № 5. С. 4–23. EDN PCIQVA
  13. Образование, которое мы можем потерять: Сб. ст. / Под общ. ред. В.А. Садовничего. Москва: МГУ, 2002. 368 c. ISBN 5-9217-0017-7
  14. Мусаелян Л.А., Зырянов С.Г. Глобальные вызовы России и некоторые проблемы системы отечественного высшего образования // Социум и власть. 2022. №2 (92). C. 40–52. DOI 10.22394/1996-0522-2022-2-40-52, EDN DHSWTY
  15. Яковлева Н.Г. Коммерциализация, бюрократизация, менеджеризация образования постсоветской России: политэкономический взгляд // Проблемы теории и практики управления. 2017. №3. С. 122–131. EDN YFURVR
  16. Швецов Ю.Г. О бюрократизации и застое в образовательном и научном секторах непроизводственной сферы РФ // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2017. №37. С. 265–273. DOI 10.17223/19988648/37/20, EDN YFMUFD
  17. Яковлева Н.Г. Противоречия трансформации и генезис социально-ориентированной модели образования (политикоэкономический подход) // Вопросы политической экономии. 2021. №3. С. 183–197. URL: https://zenodo.org/record/5554163
  18. Струмилин С.Г. Проблемы экономики труда : Очерки и этюды / С.Г. Струмилин. М.: Вопросы труда, 1925. 224 с.
  19. Капустин Е.И. Теоретик и практик народнохозяйственного прогнозирования // Экономическая наука современной России. 2003. №3. С. 147–157. EDN XSJJUP
  20. Денисон Э.Ф. Вклад знаний в экономический рост: межстрановой анализ // Советско-американский симпозиум экономистов. М.: Прогресс, 1978.
  21. Acosta-Ormaechea S., Morozumi A. Can a government enhance long-run growth by changing the composition of public expenditure? // IMF Working Paper. №WP/13/162. 2013. ISBN 9781475550597/1018-5941
  22. Barbiero O., Cournède B. New econometric estimates of long-term growth effects of different areas of public spending // OECD Economics Department Working Papers. 2013. №1100. DOI 10.2139/ssrn.2650044
  23. Card D. and A.B. Krueger. Does school quality matter? Returns to education and the characteristics of public schools in the United States // Journal of Political Economy, 1992. №100 (1). P. 1-40.
  24. Imbens G. and J. Angrist. Identification and estimation of local average treatment effects // Econometrica, 1994. №61. P. 467-476.

 

Статья поступила в редакцию 29.12.2022

Принята к публикации 30.01.2023