РАЗДЕЛ:

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

НАЗВАНИЕ

Проблемы высшей школы: внутри и вне системы образования

Ольга Аркадьевна Александрова

Страницы   157-168  
Просмотры   404  
Размер   893.21 KB  

ИНДЕКСЫ СТАТЬИ

Оригинальная статья

УДК 378.1

DOI: https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_2_1_157_168

EDN: CWEOYO

АВТОР

Ольга Аркадьевна Александрова

Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН, Москва, Россия

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9243-9242

РИНЦ AuthorID: 257224

ResearcherID: В-1306-2017

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Александрова О.А. Проблемы высшей школы: внутри и вне системы образования // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Том 19. № 2. С. 157–168. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_2_1_157_168; EDN CWEOYO

АННОТАЦИЯ

Качество высшего образования, его способность выполнять свою функцию обеспечения экономики необходимыми ей кадрами давно вызывают нарекания. Дополнительный импульс поиску причин этого неблагополучия придала ситуация, сложившаяся после февраля 2022 года. При этом на официальном уровне и в СМИ в качестве ключевой причины стал называться переход российских вузов на предписываемую Болонской системой двухступенчатую модель. В статье, основывающейся на многолетнем включённом наблюдении автора за работой высшей школы, а также результатах проведённых при его участии в 2000-х – 2010-х гг. эмпирических исследований, посвящённых процессу и последствиям реформирования всех ступеней системы образования от дошкольной до аспирантуры и в целом бюджетных учреждений социальной сферы, а также трудовой мобильности выпускников вузов; кадровой обеспеченности приоритетных отраслей промышленности и сферы науки, показано, что комплекс причин, приводящих к снижению качества высшего образования, гораздо шире, и многие из них находятся за пределами самой системы образования. Анализ направленности образовательного законодательства, настойчивость в проведении соответствующих реформ, скудность финансирования образования говорят о том, что это был сознательный процесс, реализуемый в соответствии с неолиберальными догмами о минимизации социальных расходов государства и коммерциализации социальной сферы. Столь же последовательно не проводилась активная промышленная политика, вследствие чего структура экономики деградировала, а высокотехнологичные отрасли в силу низкого уровня рентабельности и короткого горизонта планирования стали не способны реализовывать роль ключевого звена в треугольнике «производство-наука-образование». Соответственно, повышение качества высшего образования требует, во-первых, отказа от неолиберальных подходов к финансированию и организации работы всех ступеней системы образования (поскольку ей присущ «накопительный эффект»), и, во-вторых, создания условий для превращения промышленности и науки в привлекательного для молодёжи работодателя, тесно сотрудничающего с высшей школой.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

система образования, качество образования, высшее образование, подготовка кадров, вуз, политика в сфере образования, Болонская система, промышленность, наука

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Ольга Аркадьевна Александрова

 д.э.н., заместитель директора по научной работе, Институт социально-экономических

проблем народонаселения Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук; профессор департамента социологии, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

ЛИТЕРАТУРА

  1. Клейнер Г.Б. Институциональные факторы долговременного экономического роста // Экономическая наука современной России. 2000. № 1. С. 5-20. EDN IBJQAP
  2. Яковлева Н.Г. Российское образование: глобальные и национальные вызовы формированию человеческого потенциала // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Том 19. № 1. С. 36–46. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_1_3_36_46; EDN GNWDCQ
  3. Гретченко А.И., Одегов Ю.Г. Модернизация «болонизации» – по какому пути пойти? // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Том 19. № 1. С. 61–69. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_1_5_61_69; EDN MHAPNQ
  4. Мачхелян Г.Г. Актуальные проблемы перестройки системы образования в современной России // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Том 19. № 1. С. 47–60. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_1_4_47_60; EDN MEUYVW
  5. Александрова О.А. Рыночная трансформация образования и качество народонаселения // Уровень жизни населения регионов России. 2021. Том 17. № 2. С. 167–177. https://doi.org/10.19181/lsprr.2021.17.2.1; EDN XXYWHB
  6. Смолин О.Н. Знание – свобода. Российская государственная образовательная политика и федеральное законодательство 90-х годов: Систематизированный сб. М.: ИПТК «Логос» ВОС, 1999. 505 с. ISBN 5-93124-018-7
  7. Смолин О.Н. Образование – для всех: Философия. Экономика. Политика. Законодательство. М.: Проспект–ТК Велби, 2006. 411 с. ISBN 978-5-482-01161-4
  8. Эволюция нормативной базы социальных реформ / науч. ред. Е.М. Авраамова. М.: ИСЭПН РАН, 2011. 244 с. ISBN 978-5-903198-24-5
  9. Александро­ва О.А., Ненахова Ю.С. Реформа бюджетных учреждений­ и российская­ школа: ожидания и прогнозы (по результатам пилотного исследования) //­ Сборник материалов­ Международ­ной научно-практическ­ой конференци­и «Демографи­ческие проблемы России: взгляд из прошлого в будущее» (к 300-летию М.В. Ломоносова­) 26-27 сентября 2011 г. СПб.: Нестор-История. 2012. С.260-275.
  10. Александрова О.А. Качество жизни и реформа бюджетных учреждений: почему все не так? // От качества жизни – к качеству народонаселения. Сборник статей участников Конференции в рамках программы "МЭФ-2016" / Отв. редактор В.В. Локосов, редактор-составитель Е.В. Моргунов. М.: «Вариант». 2017. С. 6-25.
  11. Смолин О.Н. Закон о школьном стандарте: есть повести печальнее на свете // Народное образование. 2004. № 4. C.11-17.
  12. Александрова О.А. Высшее образование и структура российской экономики // Высшее образование в России. 2006. № 5. С.27-37. EDN IBVKDL
  13. Александрова О.А. Экономика образования и экономическая политика государства // Экономика образования. 2006. № 3. С. 4-20.
  14. Александрова О.А. Отраслевая дискриминация как препятствие эгалитарности образования // Социальная функция государства в экономике ХХ1 века: Доклады и выступления. Материалы конференции. Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 21 ноября 2007 г. / Под ред. Г.А. Ахинова, В.В. Елизарова, Е.Н. Жильцова, Р.П. Колосовой. М.: МАКС Пресс. 2007. С. 571-577. EDN HSSASD
  15. Александрова О.А. Проблемы долгосрочного планирования кадровых потребностей приоритетных отраслей экономики // Экономическое возрождение России. 2019. № 1(59). С. 53-57. EDN VVHRXM
  16. Александрова О.А. Семьи выбирают: бакалавриат или магистратура // Материалы Международной научной конференции «Население, семья, уровень жизни», посвященной Году семьи и 20-летию ИСЭПН РАН. М.: М-Студио, 2008. С. 276-282.
  17. Макоули А. Определение и измерение бедности / Бедность: взгляд ученых на проблему/ отв. ред. М.А. Можина. М.: ИСЭПН РАН, 1994. С.7-10.
  18. Jones K. The making of social policy in Britain 1830-1990, London : Atlantic Highlands, NJ : Athlone Press, 1994, 274 p. ISBN 0485121042
  19. Баженова О.И. Демократия и эффективность: местное самоуправление в поисках баланса // Местное право. 2022. № 3. С. 3-12. EDN ORSCBI
  20. Александрова О.А., Ярашева А.В., Ненахова Ю.С. Профессиональная подготовка врачей: эксперты о проблемах образовательного процесса // Народонаселение. 2020. Т. 23. № 4. С. 93-103. https://doi.org/10.19181/population.2020.23.4.9; EDN JYXKXO
  21. Александрова О.А., Файман Н.С. Критерии неустойчивой занятости научно-педагогических кадров // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Том 19. № 1. С. 70–85. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_1_6_70_85; EDN MSGDST
  22. Александрова О.А., Файман Н.С. Неустойчивая занятость работников науки и образования: масштабы, причины, последствия // Экономическое возрождение России. 2022. № 1(71). С. 66-74. https://doi.org/10.37930/1990-9780-2022-1-71-66-74; EDN VKEFDS
  23. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Трансформации социальной структуры позднего капитализма: от пролетариата и буржуазии к прекариату и креативному классу? // Социологические исследования. 2019. № 1. С. 18–28. https://doi.org/10.31857/S013216250003744-1; EDN ZAKHZZ
  24. Александрова О.А., Ярашева А.В., Бурдастова Ю.В. Актуальные проблемы формирования кадрового потенциала научных организаций // Право и образование. 2016. № 12. С. 31-41. EDN XAKVMD

Статья поступила в редакцию 05.05.2023; одобрена после рецензирования 08.05.2023; принята к публикации 16.05.2023.