РАЗДЕЛ:
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
НАЗВАНИЕ
Неудовлетворенность пациентов в государственных и частных медицинских организациях: влияние индивидуальных характеристик
Ольга Анатольевна Кислицына
ИНДЕКСЫ СТАТЬИ
Оригинальная статья
УДК 614.2; 338.4
JEL I10, I11
https://doi.org/10.52180/1999-9836_2024_20_4_7_571_584
EDN JDMCMC
АВТОР
Ольга Анатольевна Кислицына
Институт экономики Российской академии наук, Москва, Россия
e-mail:
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4144-237X
SPIN-код: 7120-4122
РИНЦ Author ID: 76704
ResearcherID: E-3767-2012
Scopus Author ID: 8852460000 15
Для цитирования
Кислицына О.А. Неудовлетворенность пациентов в государственных и частных медицинских организациях: влияние индивидуальных характеристик // Уровень жизни населения регионов России. 2024. Том 20. № 4. С. 571–584. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2024_20_4_7_571_584 EDN JDMCMC
Аннотация
Удовлетворённость/неудовлетворённость потребителей становится ключевым индикатором качества медицинских услуг и эффективности работы систем здравоохранения. Цель данного исследования заключалась в том, чтобы изучить уровень неудовлетворённости полученной медицинской помощью и связанные с ним индивидуальные факторы среди пациентов в государственных и частных медицинских учреждениях. Информационная основа исследования - Выборочное наблюдение состояния здоровья населения, проведённое Росстатом в 2023 г. и охватившее в общей сложности чуть больше 120 тыс. респондентов, из которых для дальнейшего анализа были отобраны участники старше 18 лет, которые пользовались услугами здравоохранения в течение последних 12 месяцев (около 90 тыс.). Неудовлетворённость пациентов рассматривалась как зависимая переменная в многомерных логистических регрессиях. Социально-демографические и экономические характеристики участников опроса, характеристики их здоровья и места жительства использовались в качестве независимых переменных. Установлено, что значительная часть пациентов удовлетворены медицинским обслуживанием, которое они получили, при этом уровень неудовлетворённости был выше в государственных медицинских организациях (21,8%), чем в частных (7,6%). Женщины, респонденты более старшего возраста, состоящие в браке и/или имеющие детей до 18 лет, получившие среднее или высшее образование, занятые в частном секторе экономики или имеющие свой бизнес, имеющие плохое здоровье и жалобы на плохое материальное положение, проживающие в городе и в таких Федеральных округах, как Сибирский, Дальневосточный, Южный, Северо-Западный, Приволжский, с большей вероятностью высказывали неудовлетворённость медицинской помощью, полученной в государственных медицинских организациях. В то время как неудовлетворённость услугами в частных учреждениях связана только с пятью факторами: возрастом, состоянием здоровья, материальным положением, типом поселения и округом проживания. Сопоставлены причины неудовлетворённости медицинскими услугами в государственных и частных медицинских организациях. Выявлены группы населения, неудовлетворенные медицинской помощью по конкретным причинам.
Ключевые слова
удовлетворённость, общественное мнение, медицинские услуги, медицинская помощь, определяющие факторы, государственные медицинские организации, частные медицинские организации, Выборочное наблюдение состояния здоровья населения
Информация об авторе:
Ольга Анатольевна Кислицына
доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института экономики РАН
Список литературы
- Bleich S.N., Özaltin E., Murray C.J.L. How does satisfaction with healthcare system relate to patient experience? // Bull World Health Organ. 2009. Vol.87. No. 4. P. 271–278. https://doi.org/2471/blt.07.050401
- Satisfaction with health systems in ten nations / J. Blendon, R. Leitman, I. Morrison, K. Donelan // Health Aff (Millwood). 1990. Vol. 9. No. 2. P. 185–192. https://doi.org/10.1377/hlthaff.9.2.185
- Public satisfaction with health system after healthcare reform in China / Kang, T.Zhang, B.Xian, et al. // Health Res Policy Syst. 2023. Vol. 21. No. 2. P. 128. https://doi.org/10.1186/s12961-023-01067-6
- Patient satisfaction revisited: a multilevel approach / D. Hekkert, S. Cihangir, S.M. Kleefstra, et al. // Soc Sci Med. 2009. Vol. 69. No. 1. P. 68–75. https://doi.org/10.1016/j.socscimed.2009.04.016
- Hall J.A., Milburn M.A., Epstein A.M. A causal model of health status and satisfaction with medical care // Med Care. 1993. Vol. 31. No. 1. P. 84–94. https://doi.org/10.1097/00005650-199301000-00007
- Удовлетворённость качеством медицинской помощи: «всем не угодишь» или «пациент всегда прав»? / М.А. Садовой, О.С. Кобякова, И.А. Деев, и др. // Бюллетень сибирской медицины. 2017. Том 16. № 1. С. 152–161. https://doi.org/10.20538/1682-0363-2017-1-152–161 EDN YLMLHJ
- Харитонов С.В., Лямина Н.П., Зайцев В.П. Факторы формирования удовлетворённости больных медицинской помощью // Клиническая медицина. 2020. Том 98. № 2. С. 98– EDN ZXTHKA
- Удовлетворённость медицинской помощью в Российской Федерации: факторы, влияющие на оценку / Д.С. Тюфилин, В.П. Чигрина, В.А. Медведев, и др. // Менеджер здравоохранения. 2023. № С. 68–80. EDN QDHJRS
- Удовлетворённость пациентов Архангельской области первичной медико-санитарной помощью / Л.И. Меньшикова, М.Г. Дьячкова, А.М. Вязьмин, и др. // Социальные аспекты здоровья населения. 2013. Том 33. № С. 5. EDN RJDQQX
- Sitzia J. How valid and reliable are patient satisfaction data? An analysis of 195 studies // Int J Qual Health Care. 1999. Vol. 11. No. 4. P. 319–3 https://doi.org/10.1093/intqhc/11.4.319
- Deshpande S.P., Deshpande S.S. Factors influencing consumer satisfaction with health care // Health Care Manag (Frederick). 2014. Vol. 33 No. 3. P. 261–266. https://doi.org/10.1097/HCM.0000000000000024
- Is private health care the answer to the health problems of the world’s poor? / Hanson, L. Gilson, C. Goodman, et al. // PLoS Med. 2008. Vol. 5. No. 11. e233. https://doi.org/10.1371/journal.pmed.0050233
- Evaluating trends in private equity ownership and impacts on health outcomes, costs, and quality: systematic review / Borsa, G. Bejarano, M. Ellen, J.D. Bruch // BMJ. 2023. Vol. 382. e075244. https://doi.org/10.1136/bmj-2023-075244
- Kaabi S., Varughese B., Singh R. Public and Private Healthcare System in Terms of both Quality and Cost: A Review // Journal of Clinical and Diagnostic Research. 2022. Vol. 16. No. 8. P. 1–8. https://doi.org/10.7860/JCDR/2022/55387.16742
- Quality of private and public ambulatory health care in low and middle income countries: systematic review of comparative studies / Berendes, P. Heywood, S. Oliver, P. Garner // PLoS Med. 2011. Vol. 8. No. 4. e1000433. https://doi.org/10.1371/journal.pmed.1000433
- Kalaja R. Determinants of Patient Satisfaction with Health Care: A Literature Review // EJNM. 2022. Vol. 6. No. 1. P. 43–54. https://doi.org/10.2478/ejnsm-2023-0005
- Farahani M.F., Shamsikhani S., Hezaveh M.S. Patient satisfaction with nursing and medical care in hospitals affiliated to arak university of medical sciences in 2009 // Nursing and Midwifery Studies. 2014. Vol. 3. No. 3. e14022. https://doi.org/10.17795/nmsjournal14022
- Tam J. Linking quality improvement with patient satisfaction: a study of a health service center // Marketing Intelligence & Planning. 2007. Vol. 25. No. 7. P. 732–745 https://doi.org/10.1108/02634500710834197
- Akthar N., Nayak S., Pai P.Y. Determinants of patient satisfaction in Asia: Evidence from systematic review of literature // Clinical Epidemiology and Global Health. 2023; Vol. 23. No. 4. P. 101393. https://doi.org/10.1016/j.cegh.2023.101393
- Determinants of patient satisfaction: a systematic review / Batbaatar, J. Dorjdagva, A. Luvsannyam, et al. // Perspect Public Health. 2017. Vol. 137. No. 2. P. 89–101. https://doi.org/10.1177/1757913916634136
- Tateke T., Woldie M., Ololo S. Determinants of patient satisfaction with outpatient health services at public and private hospitals in Addis Ababa, Ethiopia // Afr J Prim Health Care Fam Med. 2012. Vol. 4. No. 1. P. 384. https://doi.org/10.4102/phcfm.v4i1.384
- Patient satisfaction and loyalty to the private hospitals in Sana’a, Yemen / Anbori, S.N. Ghani, H. Yadav, et al. // Int J Qual Health C. 2010. Vol. 22. No. 4. P. 310–315. https://doi.org/10.1093/intqhc/mzq029
- Predictive factors for patient satisfaction in public and private hospitals in Kosovo (Original research) / Hoxha, E. Kosevska, M. Berisha, et al. // SEEJPH. 2019. Vol. 12. https://doi.org/10.56801/seejph.vi.144
- Akbar F., Rivai F., Awang A. The differences of patient satisfaction level in public and private hospitals in Makassar, Indonesia // Enfermería Clínica. 2020. Vol. 30. P. 165–169. https://doi.org/10.1016/j.enfcli.2020.06.038
- Comparison of patient’s satisfaction levels in public and private tertiary care centres / Ghazanfar, I.N. Idress, Z. Zia, et al. // J Pak Med Assoc. 2017. Vol. 67. No. 8. P. 1305–1308.
- Comparative Study of Enrollee Satisfaction with Private and Public Health Care Providers of Community Based Health Insurance Scheme in Edu LGA, Kwara State / Sheshi, Y. Issa, S. Aderibigbe, et al. // Current Journal of Applied Science and Technology. 2020. Vol. 39. No. 32. P. 77–84. https://doi.org/10.9734/cjast/2020/v39i3231003
- Service quality of private hospitals: the Iranian Patients’ perspective / Zarei, M. Arab, A.R. Froushani, et al. // BMC Health Serv Res. 2012. Vol. 12. P. 31. http://dx.doi.org/10.1186/1472-6963-12-31
- Goodair B., Reeves A. The effect of health-care privatisation on the quality of care // Lancet Public Health. 2024. Vol. 9. No. 3. e199-e206. https://doi.org/10.1016/S2468-2667(24)00003-3
- Hollingsworth B., Dawson P.J., Maniadakis N. Efficiency measurement of health care: A review of nonparametric methods and applications // HCMS. 1999. Vol. 2. No. 3. P. 161–172. https://doi.org/10.1023/a:1019087828488
- Hollingsworth B. Non-parametric and parametric applications measuring efficiency in health care // Health Care Management Science. 2003. Vol. 6. No. 4. P. 203–218. https://doi.org/10.1023/a:1026255523228
- Hollingsworth B. The measurement of efficiency and productivity of health care delivery // Health Economics. 2008. Vol. 17. No. 10. P. 1107–1128. https://doi.org/10.1002/hec.1391
- Lee K., Yang S., Choi M. The association between hospital ownership and technical efficiency in a managed care environment // J Med Syst. 2009. Vol. 33. No. 4. P. 307–315. https://doi.org/10.1007/s10916-008-9192-2
- Factors determining inpatient satisfaction with care / L. Nguyen Thi, S. Briançon, F. Empereur, F. Guillemin // Soc Sci Med. 2002. Vol. 54. No. 4. P. 493–504. https://doi.org/10.1016/s0277-9536(01)00045-4
- Jaipaul C.K., Rosenthal G.E. Are older patients more satisfied with hospital care than younger patients? // J Gen Intern Med. 2003. Vol. 18. No. 1. P. 23–30. https://doi.org/10.1046/j.1525-1497.2003.20114.x
- Xiao H., Barber J.P. The effect of perceived health status on patient satisfaction // Value Health J Int Soc Pharmacoeconomics Outcomes Res. 2008. Vol. 11. No. 4. P. 719–725. https://doi.org/10.1111/j.1524-4733.2007.00294.x
- Dayasiri M.B., Lekamge E.L. Predictors of patient satisfaction with the quality of healthcare in Asian Hospitals // Australas Med J. 2010. Vol. 3. P. 739–744. https://doi.org/10.4066/AMJ.2010.375
- Patient's experiences and satisfaction from surgical outpatient department of a tertiary care teaching hospital / Jawaid, N. Ahmed, S.N. Alam, et al. // Pak J Med Sci. 2009. Vol. 25. No. 3. P. 439–442.
- Akbar F.H., Ayuandyka U. Gender and age differences in patient satisfaction with dental care in the urban and rural areas of Indonesia: Pilot pathfinder survey // Pesqui Bras Odontopediatria Clin Integr. 2018. Vol. 18. No. 1. P. 1–9. https://doi.org/10.4034/PBOCI.2018.181.80
- Yuan Y. Public satisfaction with health care system in 30 countries: The effects of individual characteristics and social contexts // Health Policy. 2021. Vol. 125. No. 10. P. 1359–1366. https://doi.org/10.1016/j.healthpol.2021.08.005
- Becker G., Newsom E. Socioeconomic status and dis-satisfaction with healthcare among chronically ill African Americans // Am J Public Health. 2003. Vol. 93. No. 5. P. 742–748. https://doi.org/ 10.2105/ajph.93.5.742.
- Patient satisfaction; An experience at IIMC-T Railway Hospital / Danish, U. Khan, T. Chaudhry, M. Naseer // Rawal Med J. 2008. Vol. 33. No. 2. P. 245-248.
- Кислицына О.А., Чубарова Т.В. Оценка системы здравоохранения в России: опыт построения регионального рейтинга // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2021. № 3. С. 35–71. https://doi.org/10.52180/2073-6487_2021_3_35_71 EDN ZRDISP
- Улумбекова Г.Э., Гиноян А.Б. Рейтинг эффективности систем здравоохранения регионов РФ в 2019 г. // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2021. Т. 7. № 1. С. 4–16. https://doi.org/10.33029/2411-8621-2021-7-1-4-16 EDN CYPGYM
Статья поступила в редакцию 23.08.2024; одобрена после рецензирования 23.10.2024; принята к публикации 07.12.2024.