РАЗДЕЛ:

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

НАЗВАНИЕ

Доверие студенческой молодёжи к транспортной экономике совместного потребления

Яна Сергеевна Иванова, Валерия Павловна Антонюк, Александр Георгиевич Тюриков

Страницы   272-283  
Просмотры   370  
Размер   1.16 MB  

ИНДЕКСЫ СТАТЬИ

Оригинальная статья

УДК 316.334.2

DOI: 10.52180/1999-9836_2023_19_2_10_272_283

EDN: PWYLQC

АВТОРЫ

Яна Сергеевна Иванова

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8740-7169

РИНЦ AuthorID: 936691

Валерия Павловна Антонюк

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5258-4007

РИНЦ AuthorID: 1157157

Александр Георгиевич Тюриков

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8388-9543

РИНЦ AuthorID: 891574

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Антонюк В.П., Иванова Я.С., Тюриков А.Г. Институт доверия студенческой молодежи в транспортной sharing-экономике // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Том 19. №2. С. 272–283. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_2_10_272_283; EDN PWYLQC

ВЫРАЖЕНИЕ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ

статья подготовлена по результатам научных исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

АННОТАЦИЯ

Статья раскрывает основные результаты авторского социологического исследования оценки формирования доверия московских студентов к транспортной шеринг-экономике (каршерингу, велошерингу, кикшерингу и райдшерингу). Феномен доверия – явление не новое в социологии и экономике, но недостаточно изученное в развивающихся экономических отношениях совместного потребления. Это обуславливает актуальность проведённого исследования вследствие растущей популярности данного типа экономики в повседневной жизни. Доверие в шеринг-экономике играет важную роль, ведь без него не мыслимы конструктивные и плодотворные общественные отношения. Результаты проведённого исследования свидетельствуют о том, что институт доверия сегодня находится на начальных стадиях формирования и развития, а, значит, не позволяет экономике совместного потребления добиваться должного прогресса и эффективности. Опрошенные московские студенты показали низкую удовлетворённость услугами райдшеринга; к тому же, этот вид услуг оказался наименее популярным среди остальных. Также было отмечено, что многие студенты не проявляют должного внимания к нормативной стороне пользования шеринг-услугами, что очень важно, ведь нормативная составляющая является одной их ключевых при определении развитости того или иного социального института. На основании анализа материала, полученного при проведении со студентами фокус-групп, авторами статьи сформулированы рекомендации и меры по формированию институционального доверия в транспортной экономике совместного потребления по 4 направлениям: рекомендации по улучшению инфраструктуры и сервиса, рекомендации по работе с постоянными клиентами, рекомендации по ведению маркетинговой деятельности и рекомендации по повышению безопасности и кибербезопасности пользователей.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

доверие, студенты, молодёжь, экономика совместного потребления, институт доверия, каршеринг, велошеринг, кикшеринг, райдшеринг

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Яна Сергеевна Иванова

главный специалист Учебно-научной социологической лаборатории Департамента социологии Факультета социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

Валерия Павловна Антонюк

главный специалист Учебно-научной социологической лаборатории Департамента социологии Факультета социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

Александр Георгиевич Тюриков

д.соц.н., профессор, главный научный сотрудник Департамента социологии Факультета социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

ЛИТЕРАТУРА

  1. Норт Д.С. Институты и экономический рост: историческое введение / Пер. с англ. Николаенко Е.И. // THESIS. 1993. Т. № 2. С. 69-91.
  2. Фуруботн Э.Г., Рихтер Р. Институты и экономическая теория: достижения новой институциональной экономической теории; пер. с англ. под ред. В.С. Катькало, Н.П. Дроздовой. СПб.: Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2005. 702 с.
  3. Нестеренко Е.С. Теоретические основы становления социальных институтов. Теоретическая экономика, 2021, 76 (4), 27–37. EDN YJOBZP
  4. Тамбовцев В.Л. Институциональный рынок как механизм институциональных изменений // Общественные науки и современность. 2001. № 5. С. 25-38.
  5. Олейник А.Н. «Бизнес: по понятиям»: об институциональной модели российского капитализма // Вопросы экономики. 2001. № 3. С. 4-25.
  6. Вольчик В.В. Институционализм: вторичность нового мифа? (возможности и переделы институциональной экономики) // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2003. Т. № 1. C.126-134. EDN HOGPRF
  7. Аузан А. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория. М.: ИНФРА-М, 2007. 416 с. EDN QRWJOV
  8. Шаститко А. Предметно-методологические особенности новой институциональной экономической теории // Вопросы экономики. 2003. № 1. С. 24-41. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2003-1-24-41; EDN PJEQLT
  9. Полюшкевич О.А. Доверие в меняющемся мире // Социология. 2021. № С. 87-92. EDN UPQMKG
  10. Быкова О.Е. Концепция доверия Петра Штомпки // Философия и общество. 2021. № 2 (99). С. 119-134. EDN EGOTFQ
  11. Левин М.К. Влияние института доверия на экономическое поведение // Управление экономическими системами. 2014. № 12 (72). EDN TFWYZJ
  12. Таханова О.В. Оценка института доверия как фактора благосостояния и развития экономики России // Экономика. Информатика. 2018. № 3. С. 465-472. https://doi.org/10.18413/2411-3808-2018-45-3-465-472; EDN VMRCAF
  13. Кирова И.В., Ростова Д.В. Московский каршеринг: вчера, сегодня, завтра // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 3-1. С. 124-130. https://doi.org/10.24411/2411-0450-2019-10414; EDN JZBOOM
  14. Помыткина Л.Ю. Исследование возможности использования велошеринга / Л.Ю. Помыткина, Л.М. Долженко, Н.В. Семенюк // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2018. № 3. С. 382-385. EDN REPKNP
  15. Сатюков С.Р. Проблемы и перспективы развития райдшеринга в рамках формирования экономики совместного потребления // Московский экономический журнал. 2019. № 4. 47 с. https://doi.org/10.24411/2413-046X-2019-14015; EDN FOTAHO
  16. Перепёлкин В.А. Постиндустриальное совместное потребление как результат эволюции потребления на основе доступа к благам // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2020. № 1. С. 26-31. https://doi.org/10.17308/econ.2020.1/2750; EDN BHDRMS

Статья поступила в редакцию 04.12.2022; одобрена после рецензирования 18.05.2023; принята к публикации 16.05.2023.