РАЗДЕЛ:

ЭКОНОМИКА

НАЗВАНИЕ

Обоснование создания туристско-рекреационного кластера для развития трудового потенциала территории

Марина Викторовна Симонова

Страницы   112-124  
Просмотры   428  
Размер   625.08 KB  

ИНДЕКСЫ СТАТЬИ

DOI: 10.52180/1999-9836_2023_19_1_9_112_124

EDN: TAXFPF       

АВТОР

Марина Викторовна Симонова

 Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

ORCID: 0000-0001-9662-9820

Author ID: 225111

ВЫРАЖЕНИЕ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ

Исследование выполнено в рамках НИР No 26-21 (МК 2-21р) «Разработка мастер-плана и обосновывающих архитектурных концепций по инвестиционному проекту создания туристского кластера "Васильевские острова" на территории муниципального района Безенчукский Самарской области», в Самарском государственном экономическом университете

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Симонова М.В. Обоснование создания туристско-рекреационного кластера для развития трудового потенциала территории // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Том 19. No 1. С. 112–124. DOI 10.52180/1999-9836_2023_19_1_9_112_124 EDN TAXFPF

АННОТАЦИЯ

В статье выполнен анализ трудового потенциала территории с точки зрения возможностей его развития в результате формирования туристско-рекреационного кластера в Прибрежной зоне р. Волга Безенчукского района Самарской области и прилегающих территорий. С этой целью были проведены исследования востребованности туристских услуг в муниципальном районе и в целом по Самарской области, состояния трудового потенциала муниципалитета в разрезе потребностей туристической отрасли, выполнена оценка возможностей развития трудового потенциала, положения Самарской области на рынке туристической инфраструктуры Приволжского федерального округа. Для оценки трудового потенциала и востребованности туристических услуг использовались официальные статистические данные, дополненные оперативными данными. Основные результаты исследования позволяют прогнозировать возможности развития туристско-рекреационного кластера территории, что служит стимулирующим фактором для создания рабочих мест, закрепления трудовых ресурсов, развития трудового потенциала. Перспективы развития обоснованы изменением тенденций в туристических приоритетах, снижением спроса на международный туризм, ростом внутреннего туризма. Безенчукский район является достаточно новым направлением для организованного туризма в Самарской области, обладающим уникальным природным потенциалом, Васильевские острова и Александровская пойма является традиционным местом стихийного туризма, связанного с рыболовством и палаточным отдыхом. Развитие туристического кластера требует организационных и управленческих решений как со стороны коммерческого сектора, так и со стороны государственных структур, формирования условий сотрудничества с участниками туристско-рекреационного кластера. Развитая система образования Самарской области, богатые исторические, природные и культурные традиции создают основу для проектирования концепции туристско-рекреационного кластера и развития трудового потенциала территории.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

трудовой потенциал, трудовые ресурсы, маятниковая миграция, туристско-рекреационный кластер, туризм, развитие территории, туристические услуги

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Марина Викторовна Симонова

 д.э.н. доцент, заведующий кафедрой управления персоналом Института менеджмента Самарского государственного экономического университета, Самара, Россия

ЛИТЕРАТУРА

  1. Евдохина О.С. Развитие инфраструктуры отдыха и туризма как фактор социально-экономического развития муниципального района // Актуальные вопросы современной экономики. 2020. No 11. С. 225–231. DOI 10.34755/IROK.2020.63.80.258, EDN FVXGDO
  2. Ермакова А.М. Рассмотрение туризма как точки роста социально-экономического развития муниципального образования // International Agricultural Journal. 2022. Т. 65. No 2. DOI 10.55186/25876740_2022_6_2_19, EDN YIWYOU
  3. Simonova M., Lyachenkov Y., Kostikova E. Regional Labor Market: Supply and Demand in the Context of Digitalization // Current Achievements, Challenges and Digital Chances of Knowledge Based Economy. Cham : Springer Nature Switzerland AG, 2021. P. 805-815. DOI 10.1007/978-3-030-47458-4_93, EDN CYSXYX
  4. Свинухова Ю.Н. Трудовой потенциал как структурный элемент социально-экономического потенциала региона: факторы и механизмы наращивания // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. No 4–2(86). С. 113–119. DOI 10.24412/2411-0450-2022-4-2-113-119, EDN CSGCNE
  5. Курбанова У.А.И. Оценка трудового потенциала и его роль в развитии социально-экономического потенциала региона // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2020. Т. 35. No 4. С. 46–56. DOI 10.21779/2500-1930-2020-35-4-46-56, EDN DLEEYY
  6. Цехла С.Ю., Плугарь Е.В. Развитие международного туризма: тенденции и социально-экономические процессы // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2021. Т. 7. No 1. С. 38–47. DOI 10.37279/2309-7663-2021-7-1-38-47, EDN ZBHDJR
  7. Салгириев Р.Р., Хубулова В.В., Шахгираев И.У. Кластерный подход к пространственному становлению туризма как основного полюса устойчивого развития социально-экономической системы в регионе // Экономика устойчивого развития. 2021. No 4(48). С. 164–168. DOI 10.37124/20799136_2021_4_48_164, EDN QIKNHZ
  8. Bobkov V.N., Simonova M.V., Chernykh E.A. Platform Employment: From Unsustainable to Sustainable Development // Digital Technologies in the New Socio-Economic Reality. Lecture Notes in Networks and Systems, Samara, 27–29 апреля 2021 года. Samara: Springer Nature, 2021. P. 139-147. DOI 10.1007/978-3-030-83175-2_20, EDN BODBOD
  9. Tourism specialization, economic growth, human development and transition economies: The case of Poland / R. Croes, J. Ridderstaat, M. Bąk, P. Zientara, // Tourism Management, 82. 2021. DOI 10.1016/j.tourman.2020.104181
  10. Romão J. Variety, smart specialization and tourism competitiveness // Sustainability (Switzerland), 2020. 12(14), 1–13. DOI 10.3390/su12145765
  11. Regional tourism clustering based on the three Ps of the sustainability services marketing matrix: An example of central and Eastern European countries / G. Kolveková, E. Liptáková, L. Štrba [и др]. // Sustainability (Switzerland), 2019. 11(2). DOI 10.3390/su11020400
  12. Takahashi K. Tourism demand and migration nexus in small island developing states (SIDS): Applying the tourism demand model in the pacific region // Island Studies Journal, 2019. 14(1), 163–174. DOI 10.24043/isj.84
  13. Romão J., Nijkamp P. Impacts of innovation, productivity and specialization on tourism competitiveness–a spatial econometric analysis on European regions // Current Issues in Tourism, 2019. 22(10), 1150–1169. DOI 10.1080/13683500.2017.1366434
  14. Dax T., Zhang D., Chen Y. Agritourism initiatives in the context of continuous out-migration: Comparative perspectives for the Alps and Chinese mountain regions // Sustainability (Switzerland), 2019. 11(16). DOI 10.3390/su11164418
  15. Ашутова Т.В., Желнина З.Ю. Стратегический проект «Креативный город – -территория развития» как модель взаимодействия опорного университета и региона // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. No 3. С. 116–126. DOI 10.31992/0869-3617-2019-28-3-116-126, EDN ZAZDRB
  16. The creative economy: an ethnographic framework for handcrafts in the Alto Solimões region of the Brazilian Amazon / J.F.Petry, A.G.F. Uchôa, M.B. de Mendonça [et al.]. // International Journal of Social Economics, 2020. 47(12), 1651–1667. DOI 10.1108/IJSE-04-2020-0262

 

Статья поступила в редакцию 14.12.2022.

Принята к публикации 16.02.2023.

РАЗДЕЛ:

ЭКОНОМИКА

НАЗВАНИЕ

Реализация трудового потенциала работников в качестве их занятости и уровне жизни домохозяйств

Елена Валерьевна Одинцова

Страницы   99-111  
Просмотры   541  
Размер   433.83 KB  

ИНДЕКСЫ СТАТЬИ

DOI: 10.52180/1999-9836_2023_19_1_8_99_111

EDN: RAUMOI

АВТОР

Елена Валерьевна Одинцова

Институт экономики РАН, Москва, Россия

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

ORCID: 0000-0002-7906-8520

Author ID: 999153

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Одинцова Е.В. Реализация трудового потенциала работников в качестве их занятости и уровне жизни домохозяйств // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Том 19. No 1. С. 99–111. DOI 10.52180/1999-9836_2023_19_1_8_99_111 EDN RAUMOI

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты исследования, направленного на выявление качества занятости работников и обуславливаемого им уровня жизни их домохозяйств с учётом трудового потенциала работников. Исследование, объектом которого выступают наёмные работники организаций, базируется на данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ, которые были дополнены данными официальной статистики. Выявлено, что уровень образования и оценки (состояние) здоровья, характеризующие трудовой потенциал работников, влияют на качество их занятости, определяемое наличием и концентрацией проявлений неустойчивой (прекарной) занятости и профессионально-квалификационными характеристиками работников, и через него – на уровень жизни домохозяйств работников, определяя устойчивость (неустойчивость) материального положения по денежным доходам. Установлено, что влияние уровня образования на качество занятости более выражено, чем влияние здоровья, рассматриваемого через субъективные оценки работников. Показано, что реализация трудового потенциала работников (уровень образования) может сопровождаться его недоиспользованием, что несёт риски его растрачивания и угрозы развитию человеческого потенциала. В основном, это характерно для работников в менее квалифицированной занятости, имеющих среднее профессиональное образование и выше, – они не реализовали свой потенциал, и качество их занятости ниже, чем могло бы быть при их уровне образования. Показано, что с повышением уровня образования снижаются риски нарастания проявлений неустойчивой занятости и возрастают шансы на более квалифицированную занятость. Обеспеченное, с учётом реализации трудового потенциала, качество занятости работников отражается в уровне жизни их домохозяйств. «Доступность» устойчивого материального положения домохозяйств по денежным доходам, как показало исследование, выше для работников с устойчивой занятостью, которая нарастает по мере повышения профессионально-квалификационных характеристик.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

наёмные работники, трудовой потенциал, уровень образования, здоровье, качество занятости, неустойчивая (прекарная) занятость, профессионально-квалификационные группы, уровень жизни, устойчивое материальное положение, денежные доходы

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Елена Валерьевна Одинцова

 к.э.н., ведущий научный сотрудник сектора социально-экономических исследований качества и уровня жизни Центра развития человеческого потенциала Института экономики РАН.

ЛИТЕРАТУРА    

  1. Леонидова Г.В. Трудовой потенциал населения: методологические аспекты исследования // Вопросы территориального развития. 2013. No 7(7). С. 1–7.
  2. Леонидова Г.В., Ивановская А.Л. Влияние качественных характеристик рабочих мест на уровень реализации трудового потенциала работников // Human Progress. 2021. Том 7. No 3. С. 11. DOI 10.34709/IM.173.11, EDN HZBQBI
  3. Соболева И., Маслова И., Белозерова С. Реализация трудового потенциала // Человек и труд. 2006. No 9. С. 17–21. EDN KUBRRJ.
  4. Россошанская Е.А. Комплексная агент-ориентированная модель воспроизводства трудового потенциала муниципального образования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12. No 1. С. 124–137. DOI 10.15838/esc.2019.1.61.7, EDN YYGDKX
  5. Егоршин А.П., Гуськова И.В., Троицкая А.А. Методика расчёта интегрального показателя трудового потенциала организации // Путеводитель предпринимателя. 2021. Том 14. No2. С. 200–211. DOI 10.24182/2073-9885-2021-14-2-200-211, EDN OCCODI
  6. Бобков В.Н., Вередюк О.В. Влияние дестандартизации занятости на её качество: размышления по итогам академической дискуссии на VI Санкт-Петербургском международном форуме труда // Уровень жизни населения регионов России. 2022. Том 18. No 3. С. 308–318. DOI 10.19181/lsprr.2022.18.3.3, EDN COBQKM
  7. Бобков В.Н., Одинцова Е.В., Бобков Н.В. Влияние уровня и качества занятости в поколенных группах на распределение трудоспособного населения по душевым денежным доходам // Социально-трудовые исследования. 2021. No 44(3). С. 8–20. DOI 10.34022/2658-3712-2021-44-3-8-20, EDN HAPWSF
  8. Бобков В.Н., Одинцова Е.В., Павлова В.В. Официальная и неофициальная занятость в организациях: характеристики и влияние на уровень жизни домохозяйств // Труд и социальные отношения. 2021. Том 32. No 5. С. 16–29. DOI 10.20410/2073-7815-2021-32-5-16-29, EDN NOBENA
  9. Трудовое право: национальное и международное измерение. В 2 т. Т. 1: Общие проблемы современного трудового права / Под ред. С.Ю. Головиной, Н.Л. Лютова. М.: Норма. 2022. 608 с. ISBN 978-5-00156-211-5, DOI 10.12737/1842502
  10. Трудовые отношения в условиях развития нестандартных форм занятости / Под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных. М.: Проспект, 2022. 256 с. ISBN 978-5-392-36600-2.
  11. Черных Е.А. Качество платформенной занятости: неустойчивые (прекаризованные) формы, практики регулирования, вызовы для России // Уровень жизни населения регионов России. 2020. Том 16. No 3. С. 82–97. DOI 10.19181/lsprr.2020.16.3.7, EDN VTGOEM
  12. New forms of employment / Eurofound. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2015. 160 р. ISBN 978-92-897-1595-9. DOI 10.2806/688041
  13. Non-standard employment around the world: Understanding challenges, shaping prospects / International Labour Office. Geneva: ILO, 2016. 374 р. ISBN 978-92-2-130385-5.
  14. Non-standard forms of employment: Recent trends and future prospects / Eurofound. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2018. 33 р. ISBN: 978-92-897-1631-4. DOI 10.2806/89003
  15. Неустойчивая занятость в Российской Федерации: теория и методология выявления, оценивание и вектор сокращения / Гл. науч. ред. В.Н. Бобков. 2-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2019. 342 с. ISBN: 978-5-406-00369-5.
  16. Bobkov V.N., Odintsova E.V. Low level and quality of life among economically active population: identification criteria and assessment of occurrence // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2020. Vol. 13, no. 5. P. 168-181. DOI 10.15838/esc.2020.5.71.10, EDN KSSUSQ
  17. Значимые индикаторы неустойчивой занятости и их приоритетность / В.Н. Бобков, Е.В. Одинцова, Т.В. Иванова, Т.В. Чащина // Уровень жизни населения регионов России. 2022. Том 18. No4. С. 502–520. DOI 10.19181/lsprr.2022.18.4.7, EDN KWLGGN
  18. От прекарной занятости к прекаризации жизни / Под ред. Ж.Т. Тощенко. М.: Издательство «Весь Мир», 2022. 364 с. ISBN 978-5-7777-0886-1. DOI 10.55604/9785777708861
  19. Прекарная занятость: истоки, критерии, особенности / Под ред. Ж.Т. Тощенко. М.: Издательство «Весь Мир», 2021. 400 с. ISBN 978-5-7777-0852-6.
  20. Кученкова А.В., Колосова Е.А. Дифференциация работников по характеру неустойчивости их занятости // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. No 3. С. 288–305. DOI 10.14515/monitoring.2018.3.15, EDN XSWAUH
  21. Леонидова Г.В., Чекмарева Е.А. Неустойчивая занятость как барьер эффективной реализации трудового потенциала // Проблемы развития территории. 2018. No1 (93). С. 7–21. DOI 10.15838/ptd/2018.2.93.1, EDN YNUKHA
  22. The Precarity Penalty: How Insecure Employment Disadvantages Workers and Their Families / W. Lewchuk, M. Laflèche, S. Procyk, Ch. Cook, D. Dyson, L. Goldring, K. Lior, A. Meisner, J. Shields, A. Tambureno, P. Viducis // Alternate Routes. 2016. Vol. 27. P. 87-108.
  23. Eckelt M., Schmidt G. Learning to be precarious – The transition of young people from school into precarious work in Germany // Journal for Critical Education Policy Studies. 2015. Vol. 12, no. 3. P. 130-155.
  24. Into the Vicious Cycle of Precarity: Labour Market, Precarious Work, Social Vulnerability and Youth: The case of Greece within the EU context / N. Papadakis, M. Drakaki, S. Saridaki, V. Dafermos // Advances in Social Sciences Research Journal. 2020. Vol. 7, No 12. P. 474-496. DOI 10.14738/assrj.712.9511
  25. Мониторинг доходов и уровня жизни населения России - 2021 год: [Монография]. Вып. 5(201) / В.Н. Бобков [и др.]; Отв. ред. В.Н. Бобков, А.А. Гулюгина. М.: ФНИСЦ РАН. 2022. 114 с. ISBN 978-5-89697-398-0, DOI 10.19181/monogr.978-5-89697-398-0.2022, EDN ANDDTL
  26. Коваль П.К., Полбин А.В. Оценка потребительского поведения домохозяйств в РФ // Вопросы экономики. 2022. No3. С. 98–117. DOI 10.32609/0042-8736-2022-3-98-117, EDN CFOMBM
  27. Minchenko M.M., Nozdrina N.N. The dynamics of housing affordability for the population of Russia in 2008–2014 // Studies on Russian Economic Development. 2017. Vol. 28, No. 2. P. 191-203. DOI: 10.1134/S1075700717020071
  28. Овчарова Л.Н., Попова Д.О., Рудберг А.М. Декомпозиция факторов неравенства доходов в современной России // Журнал Новой экономической ассоциации. 2016. No 3(31). С. 170–186. DOI 10.31737/2221-2264-2016-31-3-8, EDN WRKYZB
  29. Mareeva S., Lezhnina Y. Income Stratification in Russia: What do Different Approaches Demonstrate? // Studies of Transition States and Societies. 2019. Vol.11. No.2. P. 23–46.
  30. Уровень и профиль бедности в России: от 1990-х годов до наших дней / Л.Н. Овчарова, С.С. Бирюкова, Д.О. Попова, Е.Г. Варданян. М.: НИУ ВШЭ, 2014. 35 c.
  31. Бедность и бедные в современной России / Под ред. М.К. Горшкова, Н.Е. Тихоновой. М.: Издательство «Весь мир», 2014. 304 с. ISBN 978-5-7777-0575-4.
  32. Средние классы в капиталистической России / Гл. науч. ред. В.Н. Бобков. 2-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2019. 208 с. ISBN: 978-5-406-00366-4.
  33. Гришина Е.Е. Различные аспекты бедности семей с детьми // ЭКО. 2018. No 3. С. 7–26. DOI 10.30680/ЕСО0131-7652-2018-3-7-26, EDN YWNKGK
  34. Бобков В.Н., Одинцова Е.В. Материальное благосостояние россиян: межпоколенная дифференциация // Мир новой экономики. 2021. No15 (2). С. 16–28. DOI 10.26794/2220-6469-2021-15-2-16-28, EDN RKHAKU
  35. Tikhonova N., Slobodenyuk E. Poverty of Russian Professionals: Scale, Causes, Trends // Social Sciences: A Quarterly Journal of the Russian Academy of Sciences. 2022. Vol. 53. No. 2. P. 22-41.
  36. Аникин В.А., Слободенюк Е.Д. Бедность работающих: как изменились детерминанты в России за последние 20 лет? // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 9. No 4. С. 23–41. DOI 10.19181/snsp.2021.9.4.8603, EDN ODXDAH
  37. Малева Т.М., Гришина Е.Е., Бурдяк А.Я. Хроническая бедность: что влияет на её масштабы и остроту? // Вопросы экономики. 2020. No12. С. 24–40. DOI 10.32609/0042-8736-2020-12-24-40, EDN ALZPDV
  38. Гришина Е.Е., Цацура Е.А. Влияние системы социальной поддержки на уровень бедности в регионах // Уровень жизни населения регионов России. 2022. Том 18. No 3. С. 368–377. DOI 10.19181/lsprr.2022.18.3.8, EDN ZPRAQA
  39. Филиппова А.В., Колосницына М.Г. Оценка влияния детских пособий на бедность семей с детьми на основе многомерной пробит-модели // Прикладная эконометрика. 2018. Т. 52. No 4. С. 62–90. EDN YPXQRV
  40. Popova D., Navicke J. The probability of poverty for mothers after childbirth and divorce in Europe: The role of social stratification and tax-benefit policies // Social Science Research. 2019. Vol. 78. P. 57-70. DOI 10.1016/j.ssresearch.2018.10.007
  41. Бобков В.Н., Одинцова Е.В. Повышение качества занятости и привлекательности жизни в регионах как проблема экономической безопасности Российской Федерации // Труд и социальные отношения. 2022. Том 33. No 6. С. 5–17. DOI 10.20410/2073-7815-2022-33-6-5-17, EDN XTGIXV
  42. Соболева И.В. Профессионально-квалификационный дисбаланс как вызов экономической и социальной безопасности // Экономическая безопасность. 2022. Том 5. No 3. С. 989–1008. DOI 10.18334/ecsec.5.3.114898, EDN QJTPCB

 

Статья поступила в редакцию 06.02.2023/

Принята к публикации 27.02.2023.

РАЗДЕЛ:

ЭКОНОМИКА

НАЗВАНИЕ

Межрегиональная дифференциация оплаты труда педагогических работников дополнительного образования (часть 1)

Арсений Леонидович Синица

Страницы   86-98  
Просмотры   794  
Размер   1.33 MB  

ИНДЕКСЫ СТАТЬИ

DOI: 10.52180/1999-9836_2023_19_1_7_86_98

EDN: PUYTPK

АВТОР

Арсений Леонидович Синица

 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Россия, Москва

е-mail Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

ORCID ID: 0000-0001-8026-0619

Author ID: 574240

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Синица А.Л. Межрегиональная дифференциация оплаты труда педагогических работников дополнительного образования (часть 1) // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Том 19. No 1. С. 86–98. DOI 10.52180/1999-9836_2023_19_1_7_86_98 EDN: PUYTPK

АННОТАЦИЯ

События прошлого года показали всю важность и правильность курса на развитие системы подготовки кадров в рамках развития всех уровней отечественной системы образования. Дополнительное образование, которое не является обязательным, играет особую роль в её структуре, потому что позволяет более полно раскрыть потенциал ребёнка и сделать его развитие более гармоничным. На основе данных Росстата мы показываем, что заработная плата педагогических работников продолжает оставаться достаточно низкой. В фокусе нашего внимания находятся педагоги дополнительного образования, которые работают в образовательных организациях в муниципальной собственности, являющихся основой системы дополнительного образования. Указы Президента РФ, принятые в 2012 г., позволили поднять оплату труда в дополнительном образовании, но заработная плата педагогов продолжает оставаться значительно ниже средней по региону заработной платы и данная проблема далека от решения. При этом наблюдаются значительные межрегиональные различия, которые вызваны в первую очередь экономическими причинами. В более экономически развитых регионах или в регионах со специализацией на добыче углеводородов положение педагогических работников лучше.

В аграрных регионах со слабой обрабатывающей промышленностью заработная плата педагогических работников ниже. Планы по модернизации дополнительного образования и повышения его вклада в социально-экономическое развитие страны в настоящий момент находятся под угрозой из-за достаточно низкой оплаты труда педагогов, что не соответствует общественной значимости их труда и при наличии политической воли может быть устранено в разумные сроки.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

система образования, дополнительное образование, заработная плата, педагогические работники, регионы России, экономическая специализация региона, региональная политика

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Арсений Леонидович Синица

к.э.н., научный сотрудник лаборатории экономического образования, экономический факультет, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

ЛИТЕРАТУРА

  1. Медынский Е.Н. Внешкольное образование, его организация, значение и техника. М.: Книгоиздательство «Наука», 1916. 327 с.
  2. Bray M. Researching shadow education: methodological challenges and directions // Asia Pacific Education Review. 2010. Vol. 11, no. 1. P. 3–13. DOI 10.1007/s12564-009-9056-6
  3. Bray M., Kwo O. Behind the façade of fee-free education: shadow education and its implications for social justice // Oxford Review of Education. 2013. Vol. 39, no. 4. P. 480–497. DOI 10.1080/03054985.2013.821852
  4. Dang H.A. The determinants and impact of private tutoring classes in Vietnam // Economics of Education Review. 2007. Vol.26, no. 6. P. 684–699. DOI 10.1016/j.econedurev.2007.10.003
  5. Manzon M., Areepattamannil S. Shadow educations: mapping the global discourse // Asia Pacific Journal of Education. 2014. Vol. 34, no. 4. P. 389–402. DOI 10.1080/02188791.2014.969194
  6. Smyth E. The more, the better? Intensity of involvement in private tuition and examination performance // Educational Research and Evaluation. 2008. Vol. 14, no. 5. P. 465–476. DOI 10.1080/13803610802246395
  7. Stevenson, D.L., Baker D.P. Shadow education and allocation in formal schooling: transition to university in Japan // American Journal of Sociology. 1992. Vol. 97, no. 6. P. 1639–1657. DOI 10.1086/229942
  8. Liu J., Bray M. Determinants of demand for private supplementary tutoring in China: findings from a national survey // Education Economics. 2017. Vol. 25, no. 2. P. 205–218. DOI 10.1080/09645292.2016.1182623
  9. Luan X., Eacott S., Vass G. Supplementary no more: a relational analysis of supplementary education in China // Journal of Educational Administration and History. 2020. Vol. 52, no. 4. P. 373–384. DOI 10.1080/00220620.2020.1726302
  10. Zhang W. The demand for shadow education in China: mainstream teachers and power relations // Asia Pacific Journal of Education. 2014. Vol. 34, no. 4. P. 436–454. DOI 10.1080/02188791.2014.960798
  11. Bray M., Lykins C. Shadow education: private supplementary tutoring and its implications for policy makers in Asia. Hong Kong: Comparative Education Research Centre (CERC) in collaboration with Asian Development Bank (ADB), 2012. xi+ 98 p.
  12. Dawson W. Private tutoring and mass schooling in East Asia: reflections of inequality in Japan, South Korea, and Cambodia // Asia Pacific Education Review. 2010. Vol. 11, no. 1. P. 14–24. DOI 10.1007/s12564-009-9058-4
  13. Kobakhidze M.N. Corruption risks of private tutoring: case of Georgia // Asia Pacific Journal of Education. 2014. Vol. 34, no. 4. P. 455–475. DOI 10.1080/2f02188791.2014.963506
  14. Wang J., Li B. Supplementary education, student development and education equity: evidence from primary schools in Beijing, China // Education Economics. 2018. Vol. 26, no. 5. P. 459–487. DOI 10.1080/09645292.2018.1460653
  15. Gordon E.W. The idea of supplementary education // Supplementary education: The hidden curriculum of high academic achievement / E.W. Gordon, B.L. Bridglall, and A. S. Meroe (eds.). Lanham, MD: Rowman and Littlefield, 2005. P. 320–334.
  16. Мартиросян Б.П., Горский В.А. Инновации в дополнительном образовании // Дополнительное образование. 2003. No4. С. 7–17.
  17. Бурдяк А.Я. Дополнительные занятия по школьным предметам: мотивация и распространённость // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. No2. С. 96–112. DOI 10.14515/monitoring.2015.2.08, EDN TTIFUX
  18. Иванюшина В.А., Александров Д.А. Социализация через неформальное образование: внеклассная деятельность российских школьников // Вопросы образования. 2014. No3. С. 174–196. DOI 10.17323/1814-9545-2014-3-174-196, EDN SXHKDN
  19. Косарецкий С.Г., Куприянов Б.В., Филиппова Д.С. Особенности участия детей в дополнительном образовании, обусловленные различиями в культурно-образовательном и имущественном статусе семей и месте проживания // Вопросы образования. 2016. No1. С. 168–190. DOI 10.17323/1814-9545-2016-1-168-190, EDN VSARUX
  20. Логинов Д.М., Елисеева М.А. Дополнительное образование в Москве: стратегия потребления услуг // SPERO. 2012. No17. С.113–120.
  21. Собкин В.С., Калашникова Е.А. Ученик основной школы: отношение к дополнительному образованию // Вопросы психологии. 2013. No4. С. 16–26, EDN TMCMDB
  22. Собкин В.С., Калашникова Е.А. Отношение к дополнительному образованию учащихся основной и старшей школы: социально-психологические аспекты // Национальный психологический журнал. 2018. Т. 11. No1. С. 63–76. DOI 10.11621/npj.2018.0106, EDN XNRPTN
  23. Bartko W.T., Eccles J.S. Adolescent participation in structured and unstructured activities: a person-oriented analysis // Journal of Youth and Adolescence. 2003. Vol. 32, no. 4. P. 233–241. DOI 10.1023/A:1023056425648
  24. Lareau A., Weininger E.B., Conley D. What money doesn’t buy: class resources and children’s participation in organized extra-curricular activities // Social Forces. 2015. Vol. 9, no. 2. P. 479–503. DOI 10.1093/sf/sov071
  25. Sjödin D., Roman C. Family practices among Swedish parents: extracurricular activities and social class // European Societies.2018. Vol. 20, no. 5. P. 764–784. DOI 10.1080/14616696.2018.1473622
  26. Bennett P., Lutz A., Jayaram L. Beyond the schoolyard: the role of parenting logics, financial resources, and social institutions in the social class gap in structured activity participation // Sociology of Education. 2012. Vol. 85, no. 2. P. 131–157. DOI 10.1177/0038040711431585
  27. Crispin L.M., Nikolaou D., Fang Z. Extracurricular participation and risky behaviours during high school // Applied Economics. 2016. Vol. 49, no. 34. P. 3359–3371. DOI 10.1080/00036846.2016.1259752
  28. Darling N., Caldwell L.L., Smith R. Participation in school-based extracurricular activities and adolescent adjustment // Journal of Leisure Research. 2005. Vol. 37, no. 1. P. 51–76. DOI 10.1080/00222216.2005.11950040
  29. Rees D.I., Sabia J.J. Sports participation and academic performance: evidence from the National Longitudinal Study of Adolescent Health // Economics of Education Review. 2010. Vol. 29, no. 5. P. 751–759. DOI 10.1016/j.econedurev.2010.04.008
  30. Steinmann I., Strietholt R., Caro D. Participation in extracurricular activities and student achievement: evidence from German all-day schools // School Effectiveness and School Improvement. 2018. Vol. 30, no. 2. P. 155–176. DOI 10.1080/09243453.2018.1540435
  31. Аракелова А.О. Детские школы искусств Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2017. No41–1. С. 196–210. EDN YKHIPA
  32. Целищева Е.Ф. Проблемы перехода на эффективный трудовой контракт в муниципальных образовательных учреждениях культуры // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. No1 (235). С. 56–64. EDN TMEMOD
  33. Синица А.Л. Влияние формы собственности образовательной организации на заработную плату педагогических работников // Экономическая наука современной России. 2019. No2. С. 103–115. DOI 10.33293/1609-1442-2019-2(85)-103-115, EDN FFIEUT
  34. Голяшев А.В., Григорьев Л.М. Типы российских регионов: устойчивость и сдвиги в 2003-2013 годах. М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. 2014. 48 с.

 

Статья поступила в редакцию 03.10.2022.

Принята к публикации 01.02.2023.

РАЗДЕЛ:

ЭКОНОМИКА

НАЗВАНИЕ

Критерии неустойчивой занятости научно-педагогических кадров

Ольга Аркадьевна Александрова, Наталия Сергеевна Файман

Страницы   70-85  
Просмотры   471  
Размер   742.69 KB  

ИНДЕКСЫ СТАТЬИ        

DOI: 10.52180/1999-9836_2023_19_1_6_70_85

EDN: MSGDST

АВТОРЫ

Александрова Ольга Аркадьевна

Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН, Россия, Москва

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва

е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

ORCID: 0000-0002-9243-9242

Author ID: 257224

Файман Наталия Сергеевна

Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН, Россия, Москва

е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

ORCID: 0000-0002-1354-0431

Author ID: 48140032

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Александрова О.А., Файман Н.С. Критерии неустойчивой занятости научно-педагогических кадров // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Том 19. No 1. С. 70–85. DOI 10.52180/1999-9836_2023_19_1_6_70_85 EDN MSGDST

АННОТАЦИЯ

Эффективность научного и педагогического труда в существенной степени зависит от экономических и социально-трудовых характеристик найма учёных и преподавателей. В рамках «парадигмы конкуренции» в сфере науки и высшего образования за рубежом, а с некоторых пор и в России, изменяются условия найма и оплаты труда работников: уходят в прошлое бессрочные трудовые договоры; теряют свою стабильность условия прохождения конкурса на замещение должности; в заработной плате существенная доля начинает приходиться на обуславливаемые меняющимися требованиями стимулирующие выплаты. Эта новая для данной социально-профессиональной группы реальность вызывает дискуссии в исследовательской среде: в то время как одни исследователи говорят о применимости понятий «прекаризация» и «неустойчивость» к занятости научно-педагогических кадров, другие считают такие утверждения преждевременными и избыточными. В статье на основе эмпирических данных, полученных в ходе двухэтапного социологического исследования, включавшего в себя серию глубинных полуструктурированных интервью и массовый опрос преподавателей вузов и научных работников, представляющих разные отрасли знания и проживающих в различных регионах России, предпринята попытка соотнесения общепризнанных критериев неустойчивости занятости и различных аспектов условий труда и найма научно-педагогических кадров на предмет выявления признаков неустойчивости и оценки её выраженности. Полученные результаты говорят о том, что занятость в научно-педагогическом секторе рынка труда может характеризоваться как неустойчивая по большинству соответствующих критериев: это касается сроков и условий контракта, размера дохода, вовлеченности в множественную дополнительную занятость, участия в неформальных формах самозанятости, слабой социальной защищенности работников и т.д. С учётом преимущественно негативного влияния, оказываемого неустойчивостью занятости на качество труда работников творческих профессий, необходим поиск оптимума между созданием конкурентной среды и стимулированием достижений, и нормальным воспроизводством научных и педагогических кадров.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

наука, образование, научные сотрудники, преподаватели вузов, неустойчивая занятость, прекаризация труда, условия труда и найма научно-педагогических работников

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Александрова Ольга Аркадьевна

 д.э.н., заместитель директора по научной работе, Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН, Россия, Москва; профессор департамента социологии, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва

Файман Наталия Сергеевна

соискатель, Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН, Россия, Москва

ЛИТЕРАТУРА

  1. Прекарная занятость: истоки, критерии, особенности / Под ред. Ж.Т. Тощенко. М.: Издательство «Весь Мир». 2021. 400 с. ISBN 978-5-7777-0852-6
  2. Неустойчивость занятости: международный и российский контексты будущего сферы труда / К. Абрахам, О.А. Александрова, М.В. Антонов [и др.]. М.: РеалПринт. 2017. 560 с. ISBN 978-5-9908607-3-5, EDN ZTYPPL
  3. Волкова Г.Л. Характер занятости научных кадров высшей квалификации // Наука, технологии, инновации: экспресс-информация. 2019. No 135. С. 1–2. EDN DCMGHB
  4. Воробьева И.В. Российские учёные в условиях прекарной занятости // Вопросы управления. 2021. No 1 (68). С. 131–142. DOI 10.22394/2304-3369-2021-1-131-142, EDN LEDDAS
  5. Долженко Р.А., Лобова С.В. Взаимосвязь прекаризации занятости и трудовой мобильности научно-педагогических работников региональных вузов: постановка проблемы // Университетское управление: практика и анализ. 2018. No 2 (114).С. 83–96. DOI 10.15826/umpa.2018.02.019, EDN XOTLTF
  6. Камарова Т.А. «Цифровая прекаризация» научно-педагогических работников в условиях социально-экономической турбулентности // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2020. No 3. С. 72–83. DOI 10.24147/1812-3988.2020.18(3).72-83, EDN WCZLKY
  7. Лапина Т.А. Нестандартная занятость научно-педагогических работников российских ВУЗОВ // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2020. No 4. С. 75–81. DOI 10.24147/1812-3988.2020.18(4).75-81, EDN UXPNAS
  8. Черных Н.В. Элементы неустойчивой занятости в труде научных и педагогических работников // LexRussica (Русский закон). 2021. No 10(179). С. 36–46. DOI 10.17803/1729-5920.2021.179.10.036-046, EDN UDEBJC
  9. Юрасов И.А., Юдина В.А., Кузнецова Е.В. Теневое академическое предпринимательство в России: анализ трудовых практик и жизненных стратегий // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. No 5. С. 79–85. DOI 10.26794/2226-7867-2020- 10-5-79-85, EDN QPNSDE
  10. From precarious work to decent work: outcome document to the workers' symposium on policies and regulations to combat precarious employment / International Labour Office, Bureau for Workers' Activities. Geneva: ILO, 2012. ISBN 978-92-2-126223-7; 978-92-2-126224-4 (web pdf).
  11. Попов А.В., Соловьева Т.С. Прекаризация занятости: анализ научного дискурса о сущности и векторах измерения // Социологические исследования. 2020. No 9. C. 103–113. URL: http://ras.jes.su/socis/s013216250009618-2-1 (дата обращения: 07.07.2022). DOI 10.31857/S013216250009618-2, EDN JMTEMJ
  12. Критерии, вероятность и степень неустойчивости занятости с учётом особенностей российского рынка труда / В.Н.Бобков, В.Г. Квачев, Н.В. Локтюхина, М. Риччери // Экономика региона. 2017. Т. 13. Вып. 3. С. 672–683. DOI 10.17059/2017-3-3, EDN ZHOARV
  13. Лукьянова А.Л. Самозанятость, вторичная занятость и неравенство трудовых доходов в России (2000-2014 гг.) // Экономическая социология. 2022. Т. 23. No 1. С. 101–124. DOI 10.17323/1726-3247-2022-1-101-124, EDN TAVDNG
  14. Bahr A, Eichhorn K., Kubon S. # IchBinHanna: Prekäre Wissenschaft in Deutschland. Verlag: Suhrkamp. 2022, 144 p. ISBN 978-3-518-02975-6
  15. Темнова Л.В., Файман Н.С. Профессиональные деформации в социономических профессиях // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2019. Т. 19. No 1. C. 7–19. DOI 10.22363/2313-2272-2019-19-1-7-19, EDN YXEHQD
  16. Шкаратан О.И., Карачаровский В.В., Гасюкова Е.Н. Прекариат: теория и эмпирический анализ (на материалах опросов в России, 1994–2013) // СОЦИС. 2015. No 12 (380). С. 99–110. EDN VGMFUZ
  17. Александрова О.А., Файман Н.С. Неустойчивая занятость работников науки и образования: масштабы, причины, последствия // Экономическое возрождение России. 2022. No 1. С. 66–74. DOI 10.37930/1990-9780-2022-1-71-66-74, EDN VKEFDS

 

Статья поступила в редакцию 27.08.2022.

Принята к публикации 27.01.2023.

РАЗДЕЛ:

ЭКОНОМИКА

НАЗВАНИЕ

Болонизация образования – идти ли модернизации по этому пути дальше?

Анатолий Иванович Гретченко, Юрий Геннадьевич Одегов

Страницы   61-69  
Просмотры   552  
Размер   400.32 KB  

ИНДЕКСЫ СТАТЬИ

DOI: 10.52180/1999-9836_2023_19_1_5_61_69

EDN: MHAPNQ

АВТОРЫ

Анатолий Иванович Гретченко

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

ORCID: 0000-0002-8681-6152

Author ID: 302980

Юрий Геннадьевич Одегов

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия

е-mail: OdegovАдрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

ORCID: 0000-0003-0364-4146

Author ID: 491417

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Гретченко А.И., Одегов Ю.Г. Модернизация «болонизации» – по какому пути пойти? // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Том 19. № 1. С. 61–69. DOI 10.52180/1999-9836_2023_19_1_5_61_69 EDN MHAPNQ

АННОТАЦИЯ

В апреле 2022 года РФ «отключили» от Болонской системы, а ещё через месяц в Минобрнауки пришли к выводу, что России следует строить свою собственную систему образования с учётом интересов национальной экономики. В статье представлены результаты исследований, проведённых сотрудниками НИИ «Новая экономика и бизнес» и Научной школы «Теория и технологии менеджмента» РЭУ им. Г.В. Плеханова, касающиеся роли российской образовательной системы в жизнедеятельности общества, где она занимает обширную сферу переплетения прямых и косвенных интересов, процессов, действий различных сторон: от отдельного человека, до всего населения страны; от отдельных предприятий, организаций до всего производства; от работника до сферы труда, всего социально-экономического комплекса страны. Система высшего образования в формате Болонской системы многолетними усилиями чиновников от образования настолько глубоко вошла в систему российского образования, интегрировалась со сферами науки, труда и общества в целом, что трудно даже представить не только целостное, но даже фрагментарное её упразднение. Основываясь на почти 50-летнем опыте работы в российском образовании на преподавательском, научном и административном поприще авторы статьи высказывают своё мнение относительно дискуссий в российском научно-педагогическом сообществе, сводящихся к требованию немедленной отмены нынешней системы российского высшего образования (имеется в виду Болонского типа) и переходу к новой, но несущей черты национальной традиционности. В статье отмечается, что в настоящее время не совсем ясен механизм одномоментной отмены данной системы. В завершающем разделе статьи сделаны выводы, касающиеся некоторых аспектов уроков Болонской системы в Российской Федерации, других новаций последних лет, в том числе западного образца в высшем образовании.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

российское высшее образование, Болонская система, двух- и трехуровневая система высшего образования, единое образовательное пространство, бакалавр, магистр, специалист, академическая мобильность

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Гретченко Анатолий Иванович

д.э.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, директор НИИ «Новая экономика и бизнес» РЭУ им. Г.В. Плеханова; профессор Финансового университета при Правительстве РФ

Одегов Юрий Геннадьевич

 д.э.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник Научной школы «Теория и технологии менеджмента» РЭУ им. Г.В. Плеханова

ЛИТЕРАТУРА

  1. Романов Е.В. Оценка эффективности деятельности российских вузов: нужно ли менять парадигму? // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 6. С. 84–125. DOI 10.17853/1994-5639-2021-6-83-125, EDN NBIMSI
  2. Богуславский М.В. Трансформация идеологии реформ российского образования в 1991–2021 годы: модернизации и ретроинновации // Наука. Управление. Образование. 2022. № 1(5). С. 8–14. DOI 10.48621/z8962-3798-1585-m, EDN AEFBPQ
  3. Воронова Т.А., Гретченко А.И., Кулапов М.Н., Зуев В.М., Калинина И.А. Разломы российского образования // Открытое образование. 2019. Т. 23. № 4. С. 4–12. DOI 10.21686/1818-4243-2019-4-4-12, EDN TQQKOV
  4. Болотов В.А, Мотова Г.Н., Наводнов В.Г. Глобальный агрегированный рейтинг вузов: российский след // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 3. С. 9–25. DOI 10.31992/0869-3617-2021-30-3-9-25, EDN GDZNGH
  5. Бордовский Г.А. Противоречия и парадоксы в развитии российской высшей школы на современном этапе // Высшее образование сегодня. 2018. № 6. С. 2–6. DOI 10.25586/RNU.HET.18.06.P.02, EDN XRTCDJ
  6. Fostering innovative integrated structures in Russian higher education institutions / A.A. Gretchenko, A.I. Gretchenko, O.G. Demenko, I.V. Gorokhova. Revista ESPACIOS:2017.38(40).15–25. ISSN: 0798-10157. EDN PSGFVJ
  7. Role of higher education institutions in developing HR potential in a forming innovation economy / A.I Gretchenko. E.F. Nikitskaya, M.A. Valishvili, A.A Gretchenko. Revista ESPACIOS:2018.39(21).13–20. ISSN: 0798-1015, EDN XXSXZZ
  8. Ефремова Н.В., Белогородцева И.Е., Зейналбдыев Р.Ч. Проблемы перехода Российской Федерации на болонскую систему образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. №4(24). С. 66–68, EDN XEPJCV
  9. Корякин К.В., Макаренкова Е.М. Проблемы реализации Болонского процесса в контексте российской системы высшего образования // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2017. Т. 12, №6. С. 167–173. DOI 10.21209/2308-8796-2017-12-6-167-173, EDN ZXHTEV
  10. Лазар М.Г. Реформа высшего образования России – итоги и последствия глазами социологии образования // Учёные записки Российского государственного гидрометеорологического университета. 2016. №44. С. 232–244, EDN WWMTIB
  11. Луценко Н.О. Последствия присоединения России к Болонской системе в условиях современного политико-экономического кризиса // Вестник Московского государственного областного университета. 2018. №1. С. 9–25. DOI 10.18384/2224- 0209-2018-1-860, EDN YXCAHJ
  12. Иванова М.А. Болонский процесс и самостоятельность студентов: российская специфика // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. №3. С. 48–58. EDN YTMQNW
  13. Зуев В.М., Мусатова Л.А. О формировании профессиональных компетенций на основе модульного построения обучения // Направления модернизации современного инновационного общества: экономика, социология, философия, политика, право : материалы Международной научно-практической конференции: в 3 частях, Новосибирск, Армавир, Саратов, 26 декабря 2014 года. Часть 1. Новосибирск, Армавир, Саратов: ООО «Академия управления», 2015. С. 148–151. EDN TKXCJB.
  14. Сборник: направления модернизации современного инновационного общества: экономика, социология, философия, политика, право: материалы Международной научно-практической конференции в 3 частях. Ч1. Саратов: Изд-во «Академия управления». 2015. C. 148–151, EDN TKXCJB
  15. Садовничий В.А. Роль кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин в процессе модернизации высшей школы // Безопасность Евразии. 2004. №1(15). С. 111–126, EDN RDPQFN
  16. Гретченко А.И. Автономизация вузов России и Болонский процесс // Высшее образование в России. 2006. №6. С. 25–28, EDN IJTUOT
  17. Востриков В.Н., Лищук Е.Н., Савченко Н.В. Плюсы и минусы Болонского процесса в российском высшем образовании // Символ науки. 2018. №8. С. 51–59, EDN XXSDOH
  18. Одегов Ю.Г., Гарнов А.П. Реформа российского образования: проблемы, результаты, перспективы // Уровень жизни населения регионов России. 2019. Т. 15. №3. С. 36–51. DOI 10.19181/1999-9836-2019-10071
  19. Покида А.Н., Зыбуновская Н.В., Газиева И.А. Роль высшего образования в формировании здорового образа жизни (по результатам социологического исследования) // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. №1. С. 72–88. DOI 10.31992/0869-3617-2022-31-1-72-88, EDN KLVCPC

 

Статья поступила в редакцию 16.12.2022.

Принята к публикации 02.03.2023.