РАЗДЕЛ:
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
НАЗВАНИЕ
Материальное положение и риски бедности домохозяйств со студентами
Елена Евгеньевна Гришина
ИНДЕКСЫ СТАТЬИ
Оригинальная статья
УДК 364.02
JEL I38
https://doi.org/10.52180/1999-9836_2025_21_4_7_591_601
EDN XWARPY
АВТОР
Елена Евгеньевна Гришина
Институт экономики РАН, Москва, Россия
e-mail:
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8548-5497
SPIN-код: 6414-7957
Scopus Author ID: 57207744090
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Гришина Е.Е. Материальное положение и риски бедности домохозяйств со студентами // Уровень жизни населения регионов России. 2025. Том 21. № 4. С. 591-601. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2025_21_4_7_591_601 EDN XWARPY
АННОТАЦИЯ
Целью настоящей статьи является анализ материального положения домохозяйств со студентами очной формы обучения и оценка эффекта от введения дополнительного пособия для студентов из бедных домохозяйств на уровень бедности и дефицит доходов населения, а также оценка объёма дополнительных бюджетных расходов, требуемого для внедрения такого пособия. Модельные расчёты проведены на основании данных Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах, проведённого Росстатом в начале 2024 г. Проведённый анализ показал, что студенты колледжей и вузов, обучающиеся на очном отделении, являются крайне уязвимой социально-демографической группой, нуждающейся в дополнительной поддержке государства. Было выявлено, что домохозяйства со студентами, и особенно домохозяйства, состоящие только из студентов, и домохозяйства, имеющие в своем составе как студентов в возрасте от 17 до 23 лет, так и двух и более детей моложе 17 лет, испытывают повышенные риски бедности. Модельные расчёты показывают, что введение дополнительного пособия в размере от 50% до 100% ПМ для студентов в возрасте от 17 до 23 лет, обучающихся на очном отделении вузов и колледжей и имеющих среднедушевые доходы ниже границы бедности, позволит снизить уровень бедности населения в 1,2 раза, а общий объём дефицита денежного дохода населения – в 1,3 раза. Введение такого пособия потребует выделения дополнительных бюджетных средств в размере 0,06% ВВП в год и будет способствовать не только улучшению материального положения домохозяйств со студентами, но и повышению качества человеческого капитала молодёжи.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
студенты, доходы, уровень бедности, дефицит доходов, меры социальной поддержки, стипендия, пособие
БЛАГОДАРНОСТИ
работа выполнена при поддержке Российского научного фонда, проект № 23-18-00537 (rscf.ru/project/23-18-00537/) в Институте экономики Российской академии наук
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Елена Евгеньевна Гришина
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Лаборатория исследований социально-трудового положения домохозяйств с детьми, Институт экономики Российской академии наук
Cписок источников
- Елизаров В.В.,Синица А.Л. Факторы бедности семей с детьми и перспективы ее снижения // Уровень жизни населения регионов России. 2019. Том 15. № 2(212). С. 63– https://doi.org/10.24411/1999-9836-2019-10065 EDN MZVLOC
- Ржаницына Л.С.,Рыбальченко С.И. Улучшение положения детей в разведенных семьях — путь к снижению бедности в России // Народонаселение. 2021. Том 24. № 1. С. 24– https://doi.org/10.19181/population.2021.24.1.3 EDN NBNLUG
- Смирнов В.М.,Селиванова О.В. Неполные семьи в России: масштабы, проблемы и социальная помощь // Экономика труда. 2023. Том 10. № 5. С. 695–714. https://doi.org/18334/et.10.5.117824 EDN JKOTSO
- Разумов А.А.,Селиванова О.В. Влияние детских пособий и компенсационных выплат на снижение уровня бедности в регионах РФ // Социально-трудовые исследования. 2023. № 1(50). С. 83– https://doi.org/10.34022/2658-3712-2022-50-1-83-93 EDN LAOWFK
- Гришина Е.Е.Возможные риски и проблемы в сфере социальной защиты семей с детьми, препятствующие снижению уровня бедности // Демографическое обозрение. 2025. Том 12. № 1. С. 86–103. https://doi.org/10.17323/demreview.v12i1.26580 EDN YXGSSU
- Корчагина И.И.,Прокофьева Л.М. Семьи с детьми старшего школьного возраста: потребность в социальной поддержке // Народонаселение. 2022. Том 25. № 3. С. 153–162. https://doi.org/10.19181/ population.2022.25.3.12 EDN LWSALJ
- Коробкова Н.Ю.Единое пособие на ребенка в системе мер социальной поддержки в современных условиях: оценка влияния на основе моделирования доходов // Социально-трудовые исследования. 2023. № 4(53). С. 132–142. http://dx.doi.org/10.34022/2658-3712-2023-53-4-132-142 EDN LNMFOY
- Creating pathways to success for young people. Policy paper. OECD. Paris: OECD Publishing, 2024. 20 https://doi.org/10.1787/fa0145d1-en
- Toper F.,Aslan H. Üniversite Öğrencileri Arasında Çok Boyutlu Yoksulluğun İncelenmesi // Toplumsal Politika Dergisi. 2023. 4. Issue 1. P. 23–41.
- Кучмаева О.В.,Золотарева О.А.Студенческая семья в современной России: демографические и социальные характеристики по данным выборочного обследования // Вестник Южно-Российского государственного технического университета. Серия: Социально-экономические науки. Том 15. № 1. С. 135–149. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-1-135-149 EDN XURWKG
- Цыганенко Н.В.Учебная успеваемость работающих студентов // Образование и проблемы развития общества. 2021. № 4(17). С. 113– EDN BEXHCN
- Яркова Т.А., Михайлова Н.К.Занятость студентов на рынке труда: «старые» или новые тенденции? // Экономика труда. 2019. Том 6. № 1. С. 587–598. https://doi.org/10.18334/et.6.1.39880 EDN QFCARI
- Wright N. A.,Carter A.К.Who Benefits Most? Examining the Heterogeneous Impact of a Need-based Grant Program in Jamaica. Working Paper No. 2412. Florida International University, Department of Economics. Miami: Florida International University, 2024. 22 p. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.4946638
- Bastian J.,Michelmore K.The Long-Term Impact of the Earned Income Tax Credit on Children’s Education and Employment Outcomes // Journal of Labor Economics. 2018. 36. No. 4. P. 1127–1163. https://doi.org/10.1086/697477
- Page M.New advances on an old question: does money matter for children's outcomes? // Journal of Economic Literature. 2024. 62. No. 3. P. 891–947. https://doi.org/10.1257/jel.20231553
- Dynarski S., Page L.C., Scott-Clayton J. College Costs, Financial Aid, and Student Decisions // Handbook of the Economics of Education / eds. by E.A. Hanushek, S. Machin, L. Woessmann. North Holland: Elsevier, 2023. P. 227–285. ISBN 978-0-444-53429-3 https://doi.org/10.1016/bs.hesedu.2023.03.006

31
1.14 MB