РАЗДЕЛ:

СТАТЬЯ НОМЕРА - СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

НАЗВАНИЕ

Актуальное состояние научно-экспертного дискурса о тенденциях развития российской высшей школы

Евгения Владимировна Андрюшина, Наталия Сергеевна Григорьева

Страницы   473-482  
Просмотры   291  
Размер   383.86 KB  

ИНДЕКСЫ СТАТЬИ

Оригинальная статья

УДК 37.0+378.111+378.147+378.4

https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_4_1_473_482

EDN ILXRWO

АВТОРЫ

Евгения Владимировна Андрюшина

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Университет науки и технологий МИСИС, Москва, Россия

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2443-5677

РИНЦ Author ID: 167084

Наталия Сергеевна Григорьева

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

ORCID: https:// 0000-0002-7707-6754

РИНЦ Author ID: 303559

ResearcherID: AAV-3891-2021

ScopusID: 57211140021

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Андрюшина Е.В., Григорьева Н.С. Актуальное состояние научно-экспертного дискурса о тенденциях развития российской высшей школы // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Том 19. № 4. С. 473–482. https://doi.org/10.52180/1999- 9836_2023_19_4_1_473_482; EDN ILXRWO

АННОТАЦИЯ

В начале 2023 года журнал «Уровень жизни населения регионов России» инициировал публикацию серии статей, в фокусе которых были реформы образования в России, а именно анализ пройденного и разработка основных направлений и положений модернизации системы образования РФ при сохранении черт национальной традиционности.

Целью данной статьи является: во-первых, краткое обобщение позиций экспертов относительно различных аспектов реформ российского образования в ретроспективе и перспективе, во-вторых, выявление тех вопросов, которые не нашли должного отражения в указанных публикациях, в-третьих, представление собственного взгляда на направления развития российского высшего образования в современных условиях. Авторы выделили: «Точки согласия», объединяющие эпизоды с символическими заголовками а – «Вперёд в прошлое» и vice versa», б – «Маятник образовательной госполитики» и с – «И снова о Болонской системе», объединив таким образом мнения участников заочной дискуссии. Далее были обозначены «Особенные позиции» каждого и «Дефицит внимания» к отдельным современным реалиям образовательных процессов, а именно, к вопросам, связанным с процессами  продолжающейся  интернационализации  высшего  образования,  которые  являются  объективной  реальностью XXI столетия и которые необходимо учитывать независимо от тактических манёвров политической элиты и меняющейся конъюнктуры в мировой политике. На сегодняшний день векторы образовательной мобильности студентов и преподавателей поменяли своё направление с Запада на Восток, поэтому своевременно ставить вопрос не только о реформировании системы высшего образования на уровне национального государства, но и о возможности и целесообразности создания некой россиецентристской модели высшего образования как макрорегионального (имея в виду регион РФ-СНГ-АТР-Африка) образовательного центра.

В заключении рассматриваются основные положения пилотного проекта по реформе высшего образования, стартующего в шести вузах страны на период 2023–2026 учебных годах.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

реформы образования, государственная образовательная политика, Болонская система, модернизация высшего образования, интернационализация высшего образования, россиеценстристская модель высшего образования, вуз, наука

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Евгения Владимировна Андрюшина – кандидат политических наук, доцент кафедры социологии управления, факультет государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова; доцент кафедры русского языка и коммуникативных технологий, Университет науки и технологий МИСИС, Москва, Россия

Наталия Сергеевна Григорьева – доктор политических наук, профессор, заведующая кафедрой социологии управления, факультет государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Григорьева Н.С. Возможности и ограничения Болонского процесса: российская система высшего образования между традицией и современностью // Государственное управление. Электронный вестник. 2005. № 5. С. 1–10. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/vipusk_65 (дата обращения: 21.08.2023). EDN MPWELZ
  2. Луценко Н.О. Последствия присоединения России к Болонской системе в условиях современного политико-экономического кризиса // Вестник Московского государственного областного университета. 2018. № 1. С. 9–25. https://doi.org 10.18384/2224-0209-2018-1-860; EDN YXCAHJ
  3. Востриков В.Н., Лищук Е.Н., Савченко Н.В. Плюсы и минусы Болонского процесса в российском высшем образовании // Символ науки. 2018. № 8. С. 51–59. EDN XXSDOH
  4. Садовничий В.А. Роль кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин в процессе модернизации высшей школы // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 1. С. 64–85. EDN RDPQFN
  5. Александрова О.А. Проблемы высшей школы: внутри и вне системы образования // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Том 19. № 2. С. 157–168. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_2_1_157_168; EDN CWEOYO
  6. Гретченко А.И., Одегов Ю.Г. Модернизация «болонизации» – по какому пути пойти? // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Том 19. № 1. С. 61–69. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_1_5_61_69; EDN MHAPNQ
  7. Мачхелян Г.Г. Актуальные проблемы перестройки системы образования в современной России // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Том 19. № 1. C. 47–60. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_1_4_47_60; EDN MEUYVW
  8. Разумова Т.О., Телешова И.Г. Трансформация системы высшего образования: вызовы и перспективы // Уровень жиз- ни населения регионов России. 2023. Том 19. № 3. С. 338–349. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_3_3_338_349; EDN GGKNRO
  9. Чередниченко Г.А. Эпоха ЕГЭ и реформ в образовании (взгляд социолога) // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Том 19. № 3. С. 407–420. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_3_8_407_420; EDN NQFGBM
  10. Яковлева Н.Г. Российское образование: глобальные и национальные вызовы формированию человеческого потенциала // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Том 19. № 1. С. 36–46. https://doi.org/10.52180/1999- 9836_2023_19_1_3_36_46; EDN GNWDCQ
  11. Андрюшина Е.В., Луценко Н.О. Государственная политика РФ в области образования // Власть. 2014. № 7. С. 77–81. EDN SHWOAX
  12. Смолин О.Н. Образование – для всех: Философия. Экономика. Политика. Законодательство. М.: Проспект–ТК Вел- би, 2006. 411 с. ISBN 978-5-482-01161-4
  13. Андрюшина Е.В., Луценко Н.О. Публичные и латентные структуры в формировании современной российской политики в сфере образования // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование: политология, экономика, право. 2014. № 4. С. 92–100. EDN STDFEZ
  14. Knight J. Updating the definition of internationalization // International Higher Education. 2003. P. 2–31. https://doi. org/10.6017/ihe.2003.33.7391
  15. Андрюшина Е.В., Рябинина А.М. Последствия интернационализации высшего образования в современном мире: теория и практики // Власть. 2023. Том 31. № 2. С. 24–29. https://doi.org/10.31171/vlast.v31i2.9518; EDN WCQIOB
  16. Михайлова Н.В. Культурологический подход к исследованию интернационализации высшего образования // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2020. № 39. С. 93-101. 10.17223/22220836/39/9; EDN SRMCVK.
  17. Челнокова О.Ю. Трансформация классических университетов в национальные исследовательские университеты: региональный аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13. № 3(2). С. 460–468. EDN RNKKIV
  18. Khorsandi Taskoh A. Internationalization in Canadian Higher Education Institutions: Ontario // Higher Education for the Future. 2020. P. 97-117. https://doi.org/10.1177/2347631120930538
  19. Андрюшина Е.В., Андрюшков С.А., Григорьева Н.С. Потребности и мотивации студентов к научно-исследовательской работе в условиях современного инновационного образования // Власть. 2023. Том 4. № 31. С. 162–170. https://doi. org/10.31171/vlast.v31i4.9735; EDN CDMARD
  20. Карпенко М. Новая парадигма образования ХХI века // Высшее образование в России. 2007. № 4. С. 93–97.
  21. Дебердеева Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества // Инновации в образовании. 2005. № 3. С. 5–12. EDN HTYLAN

Статья поступила в редакцию 18.09.2023; одобрена после рецензирования 26.10.2023; принята к публикации 01.12.2023.