РАЗДЕЛ:

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

НАЗВАНИЕ

Качество трудовой жизни школьных учителей: опыт измерения в Вологодской области

Галина Вадимовна Белехова, Галина Валентиновна Леонидова

Страницы   483-500  
Просмотры   95  
Размер   463.97 KB  

 ИНДЕКСЫ СТАТЬИ

Оригинальная статья

УДК 331.54+331.1

https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_4_2_483_500

EDN IQDANP

АВТОРЫ

Галина Вадимовна Белехова

Вологодский научный центр РАН, Вологда, Россия

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-6373-9043

РИНЦ Author ID: 630621

ResearcherID: I-8182-2016

ScopusID: 57194492144

Галина Валентиновна Леонидова

Вологодский научный центр РАН, Вологда, Россия

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

ORCID: https://orcid.org /000-0003-0361-2099

РИНЦ Author ID: 77412

ResearcherID: I-7139-2016

ScopusID: 55377958600

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Белехова Г.В., Леонидова Г.В. Качество трудовой жизни школьных учителей: опыт измерения в Вологодской области // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Том 19. № 4. С. 483–500. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_4_2_483_500; EDN IQDANP

АННОТАЦИЯ

Самореализация школьных учителей в трудовой деятельности и результативность образовательного процесса зависят от качественных характеристик трудовой жизни. Условия и организация труда, уровень зарплаты, отношения в коллективе и с учащимися, система мотивации и развития, социальное признание так или иначе отражаются на профессиональной деятельности школьных педагогов. Цель исследования – выявление особенностей и закономерностей качества трудовой жизни школьных учителей, в том числе в зависимости от их социально-профессиональных характеристик. Эмпирическую базу составили данные опроса учителей общеобразовательных школ, проведённого с помощью онлайн-сервиса Google в Вологодской области в апреле-мае 2020 года. Перечень исследуемых компонентов качества трудовой жизни сформирован с учётом специфики учительского труда. Качество трудовой жизни исследовалось в терминах самооценки в контексте удовлетворённости учителей основными его компонентами. Определена высокая удовлетворённость учителей психологическим климатом, низкая удовлетворённость оплатой труда и социальной значимостью профессии. Установлено отсутствие различий в оценках удовлетворённости компонентами трудовой жизни в зависимости от пола, наличия детей и территориальной принадлежности школы. Выявлена высокая преданность профессии: только 30% учителей готовы при возможности уйти из образовательной сферы. Чем больше стаж по профессии и выше профессиональная категория, тем меньше учителей готовы сменить работу. В то же время с ростом квалификационного уровня и стажа преподавательской деятельности наблюдается снижение уровня удовлетворённости большинством компонентов трудовой жизни. Обозначен ряд перспективных управленческих направлений, которые могут способствовать повышению качества трудовой жизни школьных учителей.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

качество трудовой жизни, школьный учитель, субъективный подход, социологический опрос, удовлетворённость, преподавательский стаж, оплата труда, условия труда, социальная значимость труда

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Галина Вадимовна Белехова

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, отдел исследования уровня и образа жизни населения, Вологодский научный центр Российской академии наук (ВолНЦ РАН), Вологда, Россия

Галина Валентиновна Леонидова

кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, заведующий Центром социально-демографических исследований, отдел исследования уровня и образа жизни населения, Вологодский научный центр Российской академии наук (ВолНЦ РАН), Вологда, Россия

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Оплата труда педагогов: как изменить ситуацию к лучшему? / И.В. Абанкина, А.А. Вавилова (научная редакция), П.В. Деркачёв, К.В. Зиньковский, И.А. Кравченко, Н.Е. Суркова. М.: НИУ ВШЭ, 2021. 68 с. ISSN 2500-0608
  2. Соловьёва Т.С. Статус учителя в современном российском обществе // Социальное пространство. 2018. № 1. С. 1–17. https:// doi.org/doi:10.15838/sa/2018.1.13.3; EDN YUEAJZ
  3. Шафранов-Куцев Г.Ф., Ефимова Г.З. Специфика жизни и педагогической деятельности на Крайнем Севере (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа) // Арктика и Север. 2017. № 26. С. 136–150. https://doi.org/10.17238/issn2221-2698.2017.26.136; EDN YGRPTD
  4. Бергис Т.А., Кривуля Ю.С. Проблема профессионального стресса педагогов в условиях современной образовательной системы // Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 1(30). С. 47–49. https://doi.org/10.26140/knz4-2020-0901-0013; EDN BMCNKZ
  5. Миляева Л.Г. Теоретические вопросы и методики комплексного анализа качества трудовой жизни // Социально-трудовые исследования. 2019. № 1(34). С. 6–18. EDN ZAKMGD
  6. Головина С.Ю. От программы достойного труда к концепции качества трудовой жизни // Сборник научных трудов V Международной научно-практической конференции «Международные трудовые стандарты и национальное законодательство о труде и социальном обеспечении (к 100-летию МОТ)», Минск, 1-2 ноября 2019 г. / отв. ред. К.Л. Томашевский. Минск: Международный университет «МИТСО». 2019. С. 15–20. ISBN 978-985-497-350-0
  7. Черных Е.А. Качество трудовой жизни и удовлетворённость работой российских женщин и мужчин: сравнительный анализ // Социально-трудовые исследования. 2023. № 52(3). С. 87–103. https://doi.org/10.34022/2658-3712-2023-52-3-87-103; EDN GATTPJ
  8. Локтюхина Н.В., Черных Е.А. Качество трудовой жизни удалённых работников: методологические подходы и первые оценки по ЕС и России // Уровень жизни населения регионов России. 2021. Т. 17. № 1. С. 42–56. https://doi.org/10.19181/lsprr.2021.17.1.4; EDN LVZFLZ
  9. Quality of Working Life and Productivity: aAn Overview of the Conceptual Framework / D.J. Horst, E.E. Broday, R. Bondarick, L.F. Serpe, L.A. Pilatti // International Journal of Managerial Studies and Research (IJMSR). 2014. Vol. 2. No. 5. Р. 87–98. ISSN 2349-0330 (Print); ISSN 2349-0349 (Online)
  10. Черных Е.А. Качество трудовой жизни и удовлетворённость занятостью на российском рынке труда // Уровень жизни населения регионов России. 2022. Т. 18. № 2. С. 214–226. https://doi.org/10.19181/lsprr.2022.18.2.6; EDN MYDVVI
  11. Уровень и качество жизни населения России: от реальности к проектированию будущего: монография / под ред. В.Н. Бобкова (отв. ред.), Н.В. Локтюхиной, Е.Ф. Шамаевой. М.: ФНИСЦ РАН, 2022. 274 с. ISBN 978-5-89697-388-1
  12. Жолудева В.В., Мельниченко Н.Ф. Статистическая оценка качества трудовой жизни работников в Российской Федерации // Статистика и экономика. 2018. Т. 15. № 4. С. 42–51. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2018-4-42-51; EDN UYMXYG
  13. Корель Л.В., Комбаров В.Ю. Качество трудовой жизни на современном промышленном предприятии (результаты социологического обследования ИТР) // ЭКО. 2011. Т. 1. № 10. C. 102–117. EDN OKELUP
  14. Черных Е.А. Динамика и детерминанты удовлетворённости работой россиян в характеристике человеческого потенциала // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19. № 2. С. 199–215. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_2_4_199_215; EDN FNPCJE
  15. Вередюк О.В. Качество занятости молодёжи в России: анализ оценок удовлетворённости работой // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2018. № 3. С. 306–323. https://doi.org/10.14515/monitoring.2018.3.16; EDN XSWAUP
  16. Locke E.A. The Nature and Causes of Job Satisfaction. In: Dunette M.D., ed. Handbook of Industrial and Organizational Psychology. Chicago, IL: Rand McNally, 1976. Р. 1297–1349. ISBN 0528629123
  17. Темницкий А.Л. Удовлетворённость работой на предприятии как определяющий фактор качества трудовой жизни рабочих России // Сборник научных трудов «Современный менеджмент. Проблемы, гипотезы, исследования». Вып. 4: в 2 ч. Ч. 2. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 2012. С. 231–238. EDN VIKJYH
  18. Татарова Г.Г., Бессокирная Г.П. Удовлетворённость работой как конструкт в эмпирических исследованиях // Социологический журнал. 2017. Т. 23. № 1. С. 8–26. https://doi.org/10.19181/socjour.2017.23.1.4999; EDN YKWDXH
  19. Rosmiller R. The Secondary School Principal Teachers’ Quality of Work Life // Educational Management Administration and Leadership. 1992. Vol. 20. Is. 3. P. 132–146. https://doi.org/10.1177/174114329202000302
  20. Hart P. Teacher Quality of Work Life: Interpreting Work Experiences, Psychological Distress and Morale // Journal of Occupational and Organizational Psychology. 1994. Vol. 67. Is. 2. P. 109–132. https://doi.org/10.1111/j.2044-8325.1994.tb00555.x
  21. Manju N.D. Quality of work life perception of school teachers // International Journal of Education and Psychological Research. 2014. Vol. 3. No. 2. P. 77–80. e-ISSN 2279-0179
  22. Учитель в инклюзивном классе: взаимосвязь отношения к инклюзии с удовлетворённостью работой / Л.М. Волосникова, С.В. Игнатжева, Л.В. Федина, Ж.Ю. Брук // Вопросы образования. 2022. № 2. С. 60–87. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022- 2-60-87; EDN ILZVNJ
  23. Полутин С.В., Мананникова Ю.В. Процессы бюрократизации и дебюрократизации учительского труда и их влияние на качество профессиональной деятельности педагогов: результаты социологического проекта // Интеграция образования. 2020. Т. 24. № 1. С. 75–97. https://doi.org/10.15507/1991-9468.098.024.202001.075-097; EDN PKKCME
  24. Ермолин А.В., Городилов П.В. Представленность в сознании учителей степени удовлетворённости качеством трудовой жизни // Профессиональные представления. 2019. № 1. С. 158–164. EDN UQFVJQ
  25. Головчин М.А. Отношение к учительскому труду у городских и сельских педагогов: по материалам социологического мониторинга // Наука и школа. 2018. № 1. С. 110–118. EDN YVKBMF
  26. Головчин М.А., Соловьева Т.С. Социальное и профессиональное самочувствие учителей российских школ в период реформ и контрреформ // Идеи и идеалы. 2018. Т. 2. № 3. С. 233–252. https://doi.org/10.17212/2075-0862-2018-3.2-233-252; EDN YGLJVB
  27. Копинг-стратегии и удовлетворённость работой у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID-19 / В.А. Манина, А.В. Петракова, А.А. Куликова, Е.А. Орёл, Т.Н. Канонир // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28. № 1. С. 52–65. https://doi.org/10.17759/pse.2023000001; EDN KVWVLW
  28. Проблемы и перспективы дистанционного обучения в оценках учителей и родителей обучающихся / Г.В. Леонидова, Р.М. Валиахметов, Г.Р. Баймурзина, Л.В. Бабич // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13. № 4. С. 202–219. https://doi.org/10.15838/esc.2020.4.70.12; EDN KNPVYV
  29. Сиврикова Н.В., Черникова Е.Г., Соколова Н.А. Удовлетворённость жизнью и образовательным процессом как предикторы социально-психологической адаптации учителей // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7. № 6. С. 87–100. https://doi.org/10.15293/2226-3365.1706.06; EDN ZXWMZR
  30. Вольчик В.В., Посухова О.Ю. Реформы в сфере образования и прекариатизация учителей // ТЕRRА ECONOMICUS. 2017. Т. 15. № 2. С. 122–138. https://doi.org/10.23683/2073-6606-2017-15-2-122-138; EDN YUOWPT
  31. Учитель и образовательная реформа: взгляд из региона: монография / Г.В. Леонидова, М.А. Головчин, Т.С. Соловьева; под науч. рук. чл.-корр. РАН В.А. Ильина; под ред. д.э.н. А.А. Шабуновой, к.э.н. О.Н. Калачиковой. Вологда: ФГБУН ВолНЦ РАН, 2018. 178 с. ISBN 978-5-93299-404-7
  32. Чернышов С.А. Массовый переход школы на дистанционное обучение в оценках локального педагогического сообщества // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 3. С. 131–155. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-3-131-155
  33. Козина И.М., Серёжкина Е.В. Оценка психосоциальных рисков и качество трудовой жизни российских профессионалов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 3. С. 21–40. https://doi.org/10.14515/ monitoring.2021.3.1891
  34. Вознесенская Е.Д. Мир профессий глазами современной молодежи: изменения в постоянстве // Грани российского образования. М.: Центр социологических исследований, 2015. С. 326–357. EDN VCLSEX

Статья поступила в редакцию 19.08.2023; одобрена после рецензирования 01.11.2023; принята к публикации 01.12.2023.