РАЗДЕЛ:

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

НАЗВАНИЕ

Отношение наёмных работников к основному и дополнительному образованию (на примере Республики Татарстан)

Екатерина Александровна Алексеева

Страницы   282-290  
Просмотры   268  
Размер   590.13 KB  


Оригинальная статья

УДК 316

https://doi.org/10.52180/1999-9836_2024_20_2_11_282_290

EDN TRVCHP

АВТОР

Екатерина Александровна Алексеева

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

ORCID: https://orcid.org/0009-0003-5959-8721

SPIN-код: 2389-0321

РИНЦ AuthorID: 1229558

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Алексеева Е.А. Отношение наёмных работников к основному и дополнительному образованию (на примере Республики Татарстан) // Уровень жизни населения регионов России. 2024. Том 20. № 2. С. 282–290. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2024_20_2_11_282_290 EDN TRVCHP

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена отношению к образованию современного трудоспособного человека. В настоящее время на рынке труда наблюдается парадоксальная ситуация – с одной стороны присутствует сильнейшая нехватка персонала, а с другой стороны – возрастают требования работодателей к уровню подготовки и компетенциям работников. В связи с этим встаёт вопрос ценности и значимости образования для работников различных социально-демографических характеристик. На основании анкетного опроса работников разных сфер деятельности Республики Татарстан (n=1271) и глубинного интервью (n=17), а также вторичного анализа данных всероссийских опросов, проведённых ВЦИОМ на тему данной работы, было рассмотрено значение как основного, так и дополнительного образования для работников различных социально-демографических характеристик (пол, возраст, уровень образования и должности) и занятых в разных сферах деятельности – от работников промышленности до собственников бизнеса. На основании полученных данных выявлено, что основное высшее образование в больше степени ценят представители старшего возраста, уделяя внимание не только его фактическому наличию, но и качеству. Частота получения дополнительного образования и планы на обучение в дальнейшем не имеют существенной связи с возрастом респондентов и в большей степени зависят от сферы деятельности и должности опрашиваемых. Наибольшую готовность к дополнительному образованию демонстрируют собственники бизнеса. Среди наёмных работников планируют в ближайших год получать дополнительное образование чаще всего работники образования, представители бюджетной сферы и сферы информационных технологий, а реже всего о планах на получение дополнительного образования говорили работники сферы промышленности и сферы торговли.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

образование взрослых, дополнительное образование, образование наёмных работников, ценность образования, непрерывное образование, человеческий капитал, трудовая стратегия, наёмные работники, рынок труда

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Екатерина Александровна Алексеева

соискатель, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, кафедра общей и этнической социологии, Казанский (Приволжский) федеральный университет

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Goulart V.G., Liboni L.B., Cezarino L.O. Balancing skills in the digital transformation era: The future of jobs and the role of higher education // Industry and Higher Education. 2022. Vol. 36. No. 2. P. 118-127. https://doi.org/10.1177/09504222211029796
  2. Сорокин Н.С. Социальные ресурсы наёмных работников в реализации трудовых интересов в государственном и негосударственном секторах занятости // Вопросы управления. 2019. № 3(58). С. 226-235. https://doi.org/10.22394/2304-3369-2019-3-226-235 EDN TVYQWQ
  3. Булина А.О., Мозговая К.А, Пахнин М.А. Человеческий капитал в теории экономического роста: классические модели и новые подходы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2020. № С. 163-188. https://doi.org/10.21638/spbu05.2020.201 EDN ZRXGJD
  4. Как учатся взрослые: факторы выбора образовательных программ / И.А. Коршунов,А.М. Тюнин, Н.Н. Ширкова, М.С. Мирошников, О.А. Фролова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 2(162). С. 286-314. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.2.1627 EDN GSTTOJ
  5. Федоров Н.Ю. Категория человеческого капитала в социологической VS экономической теории // Социология. 2022. № 1. C. 352-359. EDN COBFJW
  6. Spirina A.S. Labor resources as a human capital component (results of sociological research in the border Region of Russia) // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2022. Vol. 1. No. 11. P. 259-266. EDN ZTDXST
  7. Алмакаева А.М., Волченко О.В. Динамика социального капитала в России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2018. № 4(146). С. 273-292. https://doi.org/10.14515/monitoring.2018.4.13 EDN XZPHPN
  8. Ядова М.А. Концепция «современной личности» и ее трактовки // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11, Социология: Реферативный журнал. 2020. № 4. С. 101-106. https://doi.org/10.31249/rsoc/2020.04.07 EDN DTQYCN
  9. Яницкий О.Н. Социология риска: ключевые идеи // Мир России. Социология. Этнология. 2003. Том 12. № 1. С. 3-35. EDN CQTRBS
  10. Лоскутова И.М. Образовательное пространство в обществе риска. М.: Издательство «Прометей», 2011. 253 с. ISBN: 978-5-7042-2270-5 EDN RAZHUP
  11. Бауман З. Индивидуализированное общество / пер в англ. под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Логос, 2005. 390 с. ISBN 5-98704-075-2
  12. Дудин М.Н., Шкодинский С.В., Вашаломидзе Е.В. Цифровая экономика: новые вызовы и возможности для рынка труда и высшего образования в России // Экономика труда. 2021. Том 8. № 10. С. 1089-1104. https://doi.org/10.18334/et.8.10.113576 EDN ESABQT
  13. Lauder H., Mayhew K. Higher education and the labour market: an introduction // Oxford review of education. 2020. Vol. 46. No. 1. P. 1-9. https://doi.org/10.1080/03054985.2019.1699714
  14. Разумова Т.О., Телешова И.Г. Трансформация системы высшего образования: вызовы и перспективы // Уровень жизни населения регионов России. Том 19. № 3. С. 338–349. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_3_3_338_349 EDN GGKNRO
  15. Eflova M.Y, Shamsutdinova I.I, Maximova O.A. Transforming the status and role of the teacher at the institute of higher education in the digital educational environment // Conhecimento and diversidade. 2023. Vol. 15. Is. 37. P. 162-170. https://doi.org/10.18316/rcd.v15i37.10944
  16. Бондаренко Н.В. Непрерывное образование взрослого населения в России: вовлеченность, источники финансирования и основные эффекты от участия. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2018. 32 с. ISBN 978-5-906737-62-5
  17. Пронина Е.И. Образование и рынок труда // Социологические исследования. 2023. № 7. С. 158-161. https://doi.org/10.31857/S013216250026595-7 EDN ADYWTC

    Статья поступила в редакцию 01.01.2024; одобрена после рецензирования 13.04.2024; принята к публикации 09.06.2024