РАЗДЕЛ:

ЭКОНОМИКА

НАЗВАНИЕ

Болонизация образования – идти ли модернизации по этому пути дальше?

Анатолий Иванович Гретченко, Юрий Геннадьевич Одегов

Страницы   61-69  
Просмотры   532  
Размер   400.32 KB  

ИНДЕКСЫ СТАТЬИ

DOI: 10.52180/1999-9836_2023_19_1_5_61_69

EDN: MHAPNQ

АВТОРЫ

Анатолий Иванович Гретченко

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

ORCID: 0000-0002-8681-6152

Author ID: 302980

Юрий Геннадьевич Одегов

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия

е-mail: OdegovАдрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

ORCID: 0000-0003-0364-4146

Author ID: 491417

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Гретченко А.И., Одегов Ю.Г. Модернизация «болонизации» – по какому пути пойти? // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Том 19. № 1. С. 61–69. DOI 10.52180/1999-9836_2023_19_1_5_61_69 EDN MHAPNQ

АННОТАЦИЯ

В апреле 2022 года РФ «отключили» от Болонской системы, а ещё через месяц в Минобрнауки пришли к выводу, что России следует строить свою собственную систему образования с учётом интересов национальной экономики. В статье представлены результаты исследований, проведённых сотрудниками НИИ «Новая экономика и бизнес» и Научной школы «Теория и технологии менеджмента» РЭУ им. Г.В. Плеханова, касающиеся роли российской образовательной системы в жизнедеятельности общества, где она занимает обширную сферу переплетения прямых и косвенных интересов, процессов, действий различных сторон: от отдельного человека, до всего населения страны; от отдельных предприятий, организаций до всего производства; от работника до сферы труда, всего социально-экономического комплекса страны. Система высшего образования в формате Болонской системы многолетними усилиями чиновников от образования настолько глубоко вошла в систему российского образования, интегрировалась со сферами науки, труда и общества в целом, что трудно даже представить не только целостное, но даже фрагментарное её упразднение. Основываясь на почти 50-летнем опыте работы в российском образовании на преподавательском, научном и административном поприще авторы статьи высказывают своё мнение относительно дискуссий в российском научно-педагогическом сообществе, сводящихся к требованию немедленной отмены нынешней системы российского высшего образования (имеется в виду Болонского типа) и переходу к новой, но несущей черты национальной традиционности. В статье отмечается, что в настоящее время не совсем ясен механизм одномоментной отмены данной системы. В завершающем разделе статьи сделаны выводы, касающиеся некоторых аспектов уроков Болонской системы в Российской Федерации, других новаций последних лет, в том числе западного образца в высшем образовании.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

российское высшее образование, Болонская система, двух- и трехуровневая система высшего образования, единое образовательное пространство, бакалавр, магистр, специалист, академическая мобильность

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Гретченко Анатолий Иванович

д.э.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, директор НИИ «Новая экономика и бизнес» РЭУ им. Г.В. Плеханова; профессор Финансового университета при Правительстве РФ

Одегов Юрий Геннадьевич

 д.э.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник Научной школы «Теория и технологии менеджмента» РЭУ им. Г.В. Плеханова

ЛИТЕРАТУРА

  1. Романов Е.В. Оценка эффективности деятельности российских вузов: нужно ли менять парадигму? // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 6. С. 84–125. DOI 10.17853/1994-5639-2021-6-83-125, EDN NBIMSI
  2. Богуславский М.В. Трансформация идеологии реформ российского образования в 1991–2021 годы: модернизации и ретроинновации // Наука. Управление. Образование. 2022. № 1(5). С. 8–14. DOI 10.48621/z8962-3798-1585-m, EDN AEFBPQ
  3. Воронова Т.А., Гретченко А.И., Кулапов М.Н., Зуев В.М., Калинина И.А. Разломы российского образования // Открытое образование. 2019. Т. 23. № 4. С. 4–12. DOI 10.21686/1818-4243-2019-4-4-12, EDN TQQKOV
  4. Болотов В.А, Мотова Г.Н., Наводнов В.Г. Глобальный агрегированный рейтинг вузов: российский след // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 3. С. 9–25. DOI 10.31992/0869-3617-2021-30-3-9-25, EDN GDZNGH
  5. Бордовский Г.А. Противоречия и парадоксы в развитии российской высшей школы на современном этапе // Высшее образование сегодня. 2018. № 6. С. 2–6. DOI 10.25586/RNU.HET.18.06.P.02, EDN XRTCDJ
  6. Fostering innovative integrated structures in Russian higher education institutions / A.A. Gretchenko, A.I. Gretchenko, O.G. Demenko, I.V. Gorokhova. Revista ESPACIOS:2017.38(40).15–25. ISSN: 0798-10157. EDN PSGFVJ
  7. Role of higher education institutions in developing HR potential in a forming innovation economy / A.I Gretchenko. E.F. Nikitskaya, M.A. Valishvili, A.A Gretchenko. Revista ESPACIOS:2018.39(21).13–20. ISSN: 0798-1015, EDN XXSXZZ
  8. Ефремова Н.В., Белогородцева И.Е., Зейналбдыев Р.Ч. Проблемы перехода Российской Федерации на болонскую систему образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. №4(24). С. 66–68, EDN XEPJCV
  9. Корякин К.В., Макаренкова Е.М. Проблемы реализации Болонского процесса в контексте российской системы высшего образования // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2017. Т. 12, №6. С. 167–173. DOI 10.21209/2308-8796-2017-12-6-167-173, EDN ZXHTEV
  10. Лазар М.Г. Реформа высшего образования России – итоги и последствия глазами социологии образования // Учёные записки Российского государственного гидрометеорологического университета. 2016. №44. С. 232–244, EDN WWMTIB
  11. Луценко Н.О. Последствия присоединения России к Болонской системе в условиях современного политико-экономического кризиса // Вестник Московского государственного областного университета. 2018. №1. С. 9–25. DOI 10.18384/2224- 0209-2018-1-860, EDN YXCAHJ
  12. Иванова М.А. Болонский процесс и самостоятельность студентов: российская специфика // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. №3. С. 48–58. EDN YTMQNW
  13. Зуев В.М., Мусатова Л.А. О формировании профессиональных компетенций на основе модульного построения обучения // Направления модернизации современного инновационного общества: экономика, социология, философия, политика, право : материалы Международной научно-практической конференции: в 3 частях, Новосибирск, Армавир, Саратов, 26 декабря 2014 года. Часть 1. Новосибирск, Армавир, Саратов: ООО «Академия управления», 2015. С. 148–151. EDN TKXCJB.
  14. Сборник: направления модернизации современного инновационного общества: экономика, социология, философия, политика, право: материалы Международной научно-практической конференции в 3 частях. Ч1. Саратов: Изд-во «Академия управления». 2015. C. 148–151, EDN TKXCJB
  15. Садовничий В.А. Роль кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин в процессе модернизации высшей школы // Безопасность Евразии. 2004. №1(15). С. 111–126, EDN RDPQFN
  16. Гретченко А.И. Автономизация вузов России и Болонский процесс // Высшее образование в России. 2006. №6. С. 25–28, EDN IJTUOT
  17. Востриков В.Н., Лищук Е.Н., Савченко Н.В. Плюсы и минусы Болонского процесса в российском высшем образовании // Символ науки. 2018. №8. С. 51–59, EDN XXSDOH
  18. Одегов Ю.Г., Гарнов А.П. Реформа российского образования: проблемы, результаты, перспективы // Уровень жизни населения регионов России. 2019. Т. 15. №3. С. 36–51. DOI 10.19181/1999-9836-2019-10071
  19. Покида А.Н., Зыбуновская Н.В., Газиева И.А. Роль высшего образования в формировании здорового образа жизни (по результатам социологического исследования) // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. №1. С. 72–88. DOI 10.31992/0869-3617-2022-31-1-72-88, EDN KLVCPC

 

Статья поступила в редакцию 16.12.2022.

Принята к публикации 02.03.2023.