РАЗДЕЛ:

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

НАЗВАНИЕ

Межрегиональная дифференциация оплаты труда педагогических работников дополнительного образования (часть 2)

Арсений Леонидович Синица

Страницы   169-180  
Просмотры   421  
Размер   1.15 MB  

ИНДЕКСЫ СТАТЬИ

Оригинальная статья

УДК 331.2+338.001.36, 332.14

DOI: https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_2_1_169_180

EDN: DGHWNE

АВТОР

Арсений Леонидович Синица

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия,

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

ORCID : https://orcid.org/0000-0001-8026-0619

РИНЦ Author ID: 574240

ResearcherID: E-6607-2017

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Синица А.Л. Межрегиональная дифференциация оплаты труда педагогических работников дополнительного образования (часть 2) // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Том 19. № 2. С. 169–180. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_2_2_169_180; EDN DGHWNE

АННОТАЦИЯ

Несмотря на то, что руководство страны поставило задачу повышения заработной платы педагогических работников дополнительного образования до уровня заработной платы педагогических работников общего образования, в настоящее время она не решена в большинстве регионов. Тем не менее президентские указы позволили приблизиться к этой цели, что означает их частичную эффективность. За время действия указов произошёл рост покупательной способности заработной платы педагогов, выраженной в доступных прожиточных минимумах, хотя его динамика была противоречивой. Всё это означает, что оценка результатов государственной политики в сфере оплаты труда педагогических работников дополнительного образования является актуальной темой. Различия между регионами как по отношению заработных плат, так и по доступным прожиточным минимумам продолжают оставаться высокими. Это обусловлено в первую очередь разным уровнем экономического развития российских регионов. Если в более экономически развитых субъектах РФ или в регионах со специализацией на добыче углеводородов положение педагогических работников в целом лучше, то в аграрных регионах со слабой обрабатывающей промышленностью заработная плата педагогических работников ниже. Среди них существуют некоторые исключения, но они в целом не сильно влияют на общую картину. Для улучшения ситуации необходимы меры, направленные на развитие и диверсификацию региональных экономик, повышение базового оклада педагогов дополнительного образования и предоставление им льгот (особенно в сельской местности), более активное информирование населения и чиновников о важности этой компоненты развития личности и усиление информационного обеспечения проводимой политики. Внести изменения в политику требуется оперативно, что связано с нестабильной геополитической обстановкой и необходимостью ускоренного развития отечественной экономики.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

дополнительное образование, заработная плата, покупательная способность, прожиточный минимум, педагогические работники, регионы России, региональная политика

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Арсений Леонидович Синица

к.э.н., научный сотрудник лаборатории экономического образования экономический факультет, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия

ЛИТЕРАТУРА

  1. Голяшев А.В., Григорьев Л.М. Типы российских регионов: устойчивость и сдвиги в 2003–2013 годах. М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. 2014. 48 с.
  2. Белехова Г.В., Россошанский А.И., Чекмарева Е.А. Возможности повышения уровня жизни населения за счёт роста заработной платы // Вопросы территориального развития. 2015. № 8(28). С. 1–16. URL: http://vtr.isert-ran.ru/article/1632?_ lang=en (дата обращения: 25.01.2023). EDN UZEPUZ
  3. Левченко О.В. Влияние покупательной способности населения на смертность детей до 5 лет // Здоровье населения и среда обитания. 2016. № 12(285). С. 7–10. EDN XDEEYV
  4. Левченко О.В. Влияние покупательной способности населения на младенческую смертность // Здоровье населения и среда обитания. 2017. № 1(286). С. 33–36. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2017-286-1-33-36; EDN XXRFJH
  5. Литвинцева Г.П. Денежные доходы населения регионов России с учётом покупательной способности рубля и скрытых доходов // Вопросы статистики. 2008. № 6. С. 29–38. EDN MTGWRX
  6. Литвинцева Г.П., Воронкова О.В., Стукаленко Е.А. Региональное неравенство доходов и уровень бедности населения России: анализ с учётом покупательной способности рубля // Проблемы прогнозирования. 2007. № 6(105). С. 119–131. EDN ICIUBF
  7. Литвинов В.А. Покупательная способность россиян в условиях кризиса // Уровень жизни населения регионов России. 2009. № 8–9. С. 98–104. EDN MBWJJB
  8. Синица А. Л. Заработная плата как фактор размера семьи педагогических работников общего образования // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2019. Т. 17. С. 415–435. https://doi.org/10.29003/m828. sp_ief_ras2019/415–435; EDN JIVKBG
  9. Ржаницина Л.С. Соболева И.В. О методологии определения показателя прожиточного минимума // Уровень жизни населения регионов России. 2012. № 10–11. С. 98–108. EDN NRSGZO
  10. Корнейчук Б.В. Новая методика расчёта прожиточного минимума: проблемы теории и практики // Экономическая политика. 2021. Т. 16. № 6. С. 120–139. https://doi.org/10.18288/1994-5124-2021-6-120-139; EDN GYGUIQ
  11. Гудлэд Дж. Вот что называется школой. М.: Просвещение. 2008. 475 с.
  12. Квалиметрия жизни / Г.Г. Азгальдов, В.Н. Бобков, В.Я. Ельмеев, Ю.С. Перевощиков, В.А. Беляков. М.: Всероссийский центр уровня жизни. 2006. 820 с. EDN QOGJYF
  13. Бобков В.Н. Вопросы теории, методологии изучения и оценки качества и уровня жизни населения // Уровень жизни населения регионов России. 2009. № 6. С. 3–15. EDN LMBGRR
  14. Бобков В.Н. Экономические аспекты демографической политики в России // Уровень жизни населения регионов России. 2013. № 3. С. 4–6. EDN QAMNBR
  15. Мониторинг эффективности школы. Что изменилось в работе учителя за последние годы (2014–2017 гг.) / Е.М. Авраамова, Т.Л. Клячко, Д.М. Логинов, Е.А. Полушкина, Е.А. Семионова, Г.С. Токарева / гл. ред. Т.Л. Клячко. М.: РАНХиГС, 2018. 35 с. URL: https://www.ranepa.ru/images/News/2018-04/24-04-2018-3-monitoring-shkola.pdf (дата обращения: 25.01.2023).
  16. Синица А.Л. Проблемы и тенденции развития массовой и элитарной систем общего образования в регионах Крайнего Севера // Арктика и Север. 2021. № 44. С. 173–200. https://doi.org/10.37482/issn2221-2698.2021.44.173; EDN GPFIZV
  17. Елизаров В.В., Синица А.Л. Факторы бедности семей с детьми и перспективы её снижения // Уровень жизни населения регионов России. 2019. № 2(212). С. 63–75. https://doi.org/10.24411/1999-9836-2019-10065; EDN MZVLOC
  18. Канкрин Е.Ф. Мировое богатство, национальное богатство и государственное хозяйство, или Новый взгляд на политическую экономию // Мировое богатство и национальная экономика. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. С. 133–309.

Статья поступила в редакцию 03.10.2022; одобрена после рецензирования 02.05.2023; принята к публикации 16.05.2023.