РАЗДЕЛ:

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

НАЗВАНИЕ

Эпоха ЕГЭ и реформ в образовании (взгляд социолога)

Галина Анатольевна Чередниченко

Страницы   407-420  
Просмотры   479  
Размер   450.16 KB  

ИНДЕКСЫ СТАТЬИ

Оригинальная статья

УДК 316

DOI: 10.52180/1999-9836_2023_19_3_8_407_420

EDN: NQFGBM

АВТОР

Галина Анатольевна Чередниченко

Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8005-9146

РИНЦ Author ID: 166526

WoS Researcher ID: R-7005-2016

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Чередниченко Г.А. Эпоха ЕГЭ и реформ в образовании (взгляд социолога) // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Том 19. № 3. С. 407–420. DOI https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_3_8_407_420; EDN NQFGBM

АННОТАЦИЯ

Введение ЕГЭ, декларировавшее цели сокращения социального и территориального неравенства доступа к высшему образованию (ВО), позволило обеспечить единые требования и стандарты ВО при переходе на Болонскую систему и шло в одном русле с институциональными преобразованиями средней и высшей школы (усиление иерархии и селективности). Совместным результатом стало нарастание социального неравенства и территориально-поселенческих ограничений в доступе к ВО, которое различается качеством подготовки и будущей экономической выгоды на рынке труда. Шла социальная консолидация двух образовательных треков молодёжи: дающего доступ посредством ЕГЭ к очному обучению ВО (преимущественно для выходцев из средних и высших страт) и открывающего путь – через транзит СПО – к заочной подготовке (существенно чаще для молодёжи с пониженными экономическими и социокультурными ресурсами). Социально-экономическая обусловленность доступа к разному качеству ВО усиливается межрегиональными и поселенческими различиями, а универсальная конкуренция на основе ЕГЭ вымывает из регионов наиболее подготовленную к учёбе молодёжь. Снижается мотивация и возможности получения ВО (ценимого рынком труда) у молодёжи из малоресурсных групп и усиливается её выталкивание в сектор СПО. Когда система ВО функционирует на рыночной основе, а в накоплении образовательных достижений учащихся и выпускников школ всё большую роль играют частные инвестиции, неизбежен перекос в выборе направлений подготовки ВО: преобладание социально-гуманитарного, правового профиля и недостаток по техническим и научно-естественным специальностям. Поэтому актуальный запрос общества на подготовку инженерных кадров трудно осуществим нынешними мерами госполитики.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

ЕГЭ, стратификация системы образования, неравенство доступа в вузы, очное и заочное обучение, направления подготовки

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Галина Анатольевна Чередниченко

доктор социологических наук, главный научный сотрудник, учёный секретарь Центра социологии науки и образования, Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Россия

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Константиновский Д.Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодёжи (1960-е годы – начало 2000-х). М.: ЦСП, 2008. 552 с. ISBN 978-5-98201-029-2
  2. Чередниченко Г. А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). М.: ЦСП и М, 2014. 559 с. ISBN 978-5-906001-29-0
  3. Образовательные стратегии обучающихся: изменения за 20 лет. М.: НИУ ВШЭ, 2022, Информационный бюллетень, № 19 (36). 64 с.
  4. Bourdieu P., Passeron J.-C. La reproduction. Eléments pour une théorie du système d'enseignement. 1970. Paris: Ed. de Minuit, 285 p.
  5. Бурдьё П., Пассрон Ж.-К. Воспроизводство: элементы теории системы образования: пер. с франц. Н.А. Шматко. М.: Просвещение, 2007. 267 с. ISBN 5-09-014104-5
  6. Bourdieu P. L'ecole conservatrice. Les inegalites devant l'ecole et devant la culture // Revue francaise de sociologie. 1966. Vol. 7. No 3. С. 325–247.
  7. Bourdieu P. Les trois etats du capital culturel // Actes de la recherche en sciences sociales. 1979. Iss. 30. P. 3-6.
  8. Эфендиев А.Г., Решетникова К.В. Первые результаты ЕГЭ: анализ социальных последствий и тенденций // Вопросы образования. 2004. № 2. С. 288–310.
  9. Ростовская Т.К., Попова И.В., Кучмаева О.В. Влияние единого государственного экзамена на состояние образовательного потенциала молодёжи // Человеческий капитал. 2019. № 4(124). С. 64–75. DOI https://doi.org/10.25629/HC.2019.04.08
  10. Разбираемся в концепции основных международных сравнительных исследований качества школьного образования // Клуб директоров. 2022. URL: https:// director.rosuchebnik.ru/articles/ (дата обращения: 20.05.2023).
  11. Образование и социальная дифференциация (Отв. ред. М. Карной, И. Д. Фрумин, Н. Н. Кармаева). М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2018. 454 с. ISBN 978- 5-7598-1734-5
  12. Trow M. Reflections on the Transition from Elite to Mass to Universal Access: Forms and Phases of Higher Education in Modern Societies since WWII // International Handbook of Higher Education. Springer. 2007. P. 243–280.
  13. Малиновский С.С., Шибанова Е.Ю. Доступность высшего образования в России: как превратить экспансию в равенство. М.: НИУ ВШЭ, 2022. 72 с. ISSN 2500-0608
  14. Чередниченко Г.А. Заочная форма получения высшего образования в сравнении с очной (на материалах статистики РФ) // Вопросы образования. № 2. 2018. С. 254–282. DOI https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-2-254-282
  15. Основные стратегии выбора вуза и барьеры, ограничивающие доступ к высшему образованию. М.: НИУ ВШЭ. Информационный бюллетень. 2021. № 17. 48 c. ISBN 978-5-7598-2605-7
  16. Прахов И.А. Влияние инвестиций в дополнительную подготовку на результаты ЕГЭ // Вопросы образования. 2014. № 3. С. 74–99. DOI https://doi.org/10.17323/1814-9545-2014-3-74-99; EDN SXHKBP
  17. Адамович К. А. Образовательные траектории российских учащихся после 9-го класса в 2000-2017 гг.: типы региональных ситуаций и предикторы различий // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 1. С. 116–142. DOI https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.1.1792; EDN JJCRVR
  18. Индикаторы образования: 2022: Статистический сборник / Н. В. Бондаренко, Л. М. Гохберг, О. А. Зорина [и др.]. М.: НИУ ВШЭ, 2022. 508 с. ISBN 978-5-7598-2598-2; DOI https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2598-2; EDN BFVQPA
  19. Расчёты автора по данным форм Федерального статистического наблюдения ВПО-1 2013-2022 гг.: Высшее образование. Сайт Минобрнауки РФ. URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/.
  20. Хавенсон Т.Е., Чиркина Т.А. Образовательные переходы в России: социально-экономическое положение семьи и успеваемость. М.: НИУ ВШЭ. Серия Факты образования. 2018. № 5(20). 24 с. ISSN 2587-9456
  21. Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Влияние «качества» вуза на заработную плату выпускников // Вопросы экономики. 2016. Т. 12. № 8. С. 74–95. DOI https://doi.org/10.32609/0042-8736-2016-8-74-95; EDN WIMDMH
  22. Чередниченко Г.А. Вознесенская Е.Д., Кузнецов И.С. Заочник высшей школы: социальное поведение в сфере образования и на рынке труда: монография / отв. ред. Г. А. Чередниченко. М.: ФНИСЦ РАН, 2020. 173 с. ISBN 978-5-89697-338-6
  23. Региональная дифференциация доступности высшего образования в России. М.: НИУ ВШЭ. Серия Современная аналитика образования. 2020. № 13(43). 68 с. ISSN 2500-0608
  24. Мальцева В. А., Шабалин А. И. Не-обходной манёвр, или Бум спроса на среднее профессиональное образование в России // Вопросы образования. 2021. № 2. С. 10–42. DOI https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-2-10-42; EDN VFPICX
  25. Качество приёма в российские вузы в 2022 году: основные итоги. Сайт НИУ ВШЭ. https://www.hse.ru/news/edu/809208007.html
  26. Региональный разрез мониторинга качества приёма: ключевые аспекты. Сайт НИУ ВШЭ. https://www.hse.ru/news/edu/812947116.html
  27. Абанкина И.В., Зиньковский К.В. Рост, замещение и стагнация спроса на высшее образование. Что дальше в разрезе студенческих столиц и регионов? На основе данных проекта «Мониторинг качества приема в вузы» НИУ ВШЭ: URL: https://ioe.hse.ru/news/814967649.html; Презентация pdf и полная видеозапись семинара ВШЭ 17 февраля 2023 г. по имеющейся ссылке / (дата обращения: 07.06.2023).
  28. Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. The University of Chicago Press, 1964. 412 p.
  29. Schultz Th. W. Economic value of education. N.Y., 1963. 92 p.
  30. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, культура, общество. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
  31. Как увеличить человеческий капитал и его вклад в экономическое и социальное развитие: тезисы доклада. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 63 с. ISBN 978-5-7598-1758-1
  32. Тихонова Н.Е. Человеческий капитал профессионалов и руководителей: состояние и динамика // Вестник Института социологии. 2017. № 2. С. 140–165. DOI https://doi.org/10.19181/vis.2017.21.2.462; EDN YTNNOV
  33. Каравай А.В. Состояние человеческого капитала российских профессионалов // Terra Economicus. 2021. № 19(1). С. 124–137. DOI https://doi.org/10.18522/2073-6606-2021-19-1-124-137; EDN JJYYDW
  34. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 672 с. ISBN 5-7598-0173-2
  35. Cherkaoui M. Sociologie de l’éducation. Paris: PUF, 2010. 48 p.
  36. Барбер М., Доннелли К., Ривзи С. Океаны инноваций. Атлантический океан, Тихий океан, мировое лидерство и будущее образования // Вопросы образования. 2012. № 4. С. 109-185. EDN PVJFRR

Статья поступила в редакцию 13.06.2023; одобрена после рецензирования 02.07.2023; принята к публикации 15.08.2023.