РАЗДЕЛ:

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

НАЗВАНИЕ:

Профессиональные, карьерные и статусные ожидания студентов нестоличного вуза

Владислав Юрьевич Бочаров, Вера Владимировна Гаврилюк

Страницы    
Просмотры   303  
Размер   460.54 KB  

ИНДЕКСЫ СТАТЬИ

Оригинальная статья

УДК 316.334.2

https://doi.org/10.52180/1999-9836_2024_20_3_9_437_449

EDN GPXVSF

АВТОРЫ

Владислав Юрьевич Бочаров

Самарский национальный исследовательский университет им. акад. С.П. Королева, Самара, Россия

Социологический институт РАН ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3915-2189

SPIN-код: 7697-5914

РИНЦ AuthorID: 279563

ReseacherID: F-5758-2016

Scopus Author ID: 57194715967

Вера Владимировна Гаврилюк

Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0131-4939

SPIN-код: 5057-2184

РИНЦ AuthorID: 136770

Scopus Author ID: 6701325300

Для цитирования:

Бочаров В.Ю., Гаврилюк В.В. Профессиональные, карьерные и статусные ожидания студентов нестоличного вуза// Уровень жизни населения регионов России. 2024. Том 20. № 3. С. 437–449. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2024_20_3_9_437_449 EDN GPXVSF

Аннотация

В статье представлены данные двух панельных массовых анкетных опросов студентов 1 и 4 курса бакалавриата, выполненных в мониторинговом режиме в Тюменском государственном университете в 2022-2023 гг. Используя теоретические положения социологии жизни, даётся сравнительный анализ характеристик ожиданий студентов относительно будущей профессиональной, карьерной и статусной позиции на региональном рынке труда. Подчёркивается важность учёта темпоральных параметров движения студента по своей личной образовательной траектории, дифференцирующих трудовые установки и ожидания к выбору и построению карьерных траекторий среди первокурсников и выпускников вуза. У студентов выпускного курса заметно ниже уровень идентификации с будущей профессией и долгосрочной перспективой профессиональной траектории в рамках полученного в вузе профессионального образования, выше уровень тревожности относительно своего профессионального будущего и карьеры. Несмотря на то, что выпускники менее чем первокурсники склонны выражать желание международной миграции, именно среди них такие намерения декларирует каждый третий юноша и обучающийся по естественнонаучным специальностям. Вместе с тем, обнаружены устойчивые характеристики жизненного мира студентов, которые присущи и первокурсникам, и выпускникам. К ним относятся представления об идеальной карьере и статусные ожидания; предпочтение формы трудового найма и графика работы; приверженность материальным ценностям. Результаты проведённого исследования могут быть использованы для корректировки региональной и внутриорганизационной социальной политики в целях повышения привлекательности организаций и предприятий Тюменской области региона для возможного трудоустройства молодого специалиста с высшим образованием.

 

Ключевые слова
студенты вуза, молодые специалисты, жизненный путь, карьерные и статусные ожидания, профессиональное будущее, региональный рынок труда

Информация об авторах:

Владислав Юрьевич Бочаров – кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии и культурологии, Самарский национальный исследовательский университет им. акад. С.П. Королёва; ассоциированный научный сотрудник, Социологический институт РАН ФНИСЦ РАН

Вера Владимировна Гаврилюк – доктор социологических наук, профессор кафедры маркетинга и муниципального управления, консультант кафедры маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет

Список литературы

  1. Поплавская А.А. Будущая работа глазами студентов российских вузов: дифференциация образа работы в межрегиональной перспективе // Мир России. 2023. Том 32. № 1. С. 61-86. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2023-32-1-61-86 EDN QAGWCK
  2. The Role of Career Values for Work Engagement During the Transition to Working Life / F.M. Sortheix, J. Dietrich, A. Chow, K. Salmela-Aro // Journal of Vocational Behavior. 2013. Vol. 83. No 3. P. 466–475. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2013.07.003
  3. Nilsson P.A., Ripmeester N. International Student Expectations: Career Opportunities and Employability // Journal of International Students. 2016. Vol. 6. Issue 2. P. 614-631. https://doi.org/10.32674/jis.v6i2.373
  4. Getting Ready for the Young Generation to Join the Workforce: A Comparative Analysis of the Work Values of Chinese and Slovenian Business Students / N. Zupan, R. Kaše, M. Rašković, K. Yao, C. Wang // Journal of East European Management Studies. 2015. Vol. 20. No 2. P. 174–201. https://doi.org/10.1688/JEEMS-2015-02-Zupan
  5. Фетюков А.В., Леонидова Г.В. Готовность к трудоустройству по профессии (на данных опроса выпускников педагогических направлений подготовки) // Социальное пространство. 2024. Том 10. № 1. https://doi.org/10.15838/sa.2024.1.41.4 EDN WAXHLQ
  6. Золотина О.А., Серпухова М.А. Выпускники экономических специальностей: сферы занятости и поколенческие особенности // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Том 19. № 2. С. 181–198. https://doi.org/10.52180/1999-9836-2023-19-2-3-181-198 EDN FKPACL
  7. Тарасова Е.М. Карьерное самоопределение студентов бакалавриата // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 5(116). С. 148-154. https://doi.org/10.20323/1813-145X-2020-5-116-148-154 EDN ZMVTFS
  8. Леонидова Г.В., Димони К.О. Трудовой потенциал молодежи: запросы современного рынка труда // Проблемы развития территории. 2021. Том 25. № 6. С. 7-31. https://doi.org/10.15838/ptd.2021.6.116.1 EDN BLGEHD
  9. Буравлева Н.А. Ценностные ориентации студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. Вып. 6(108). С. 124-129. EDN NWDZTH
  10. Ретивина В.В. Трудовые ценности и установки современной студенческой молодёжи // Высшее образование в России. 2019. Том 28. № 1. С. 57-63. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-1-57-63 EDN YURZVB
  11. Пакина Т.А. Трудовые ценности и установки современных студентов (на материале социологического исследования) // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2014. № 3. С. 120-131. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2014-0-3-120-131 EDN SPLKLJ
  12. Гайнанов Д.А., Гайфуллин А.Ю. Социологический анализ карьерных ожиданий выпускников вузов (на примере Республики Башкортостан) // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 4. С. 276-280. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2022-1-4-276-280 EDN KASZGY
  13. Тощенко Ж.Т. Социология жизни. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 399 с. ISBN 978-5-238-02880-4 EDN XFBQUJ
  14. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Жизненные стратегии молодежи: реализация ожиданий и социальные настроения // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 3(157). С. 13-41. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.3.1602 EDN GTXODD
  15. Жизненные стратегии молодежи нового рабочего класса: коллективная монография / Т.В. Гаврилюк, В.В. Гаврилюк, В.Ю. Бочаров, О.Л. Сотков; под ред. Т.В. Гаврилюк. М.: ФЛИНТА, 2020. 408 с. ISBN 978-5-9765-4389-8
  16. Разумова Т.О., Телешова И.Г. Трансформация системы высшего образования: вызовы и перспективы // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Том 19. № 3. С. 338-349. https://doi.org/10.52180/1999-9836-2023-19-3-3-338-349; EDN GGKNRO
  17. Macmillan R. The Structure of the Life Course: Classic Issues and Current Controversies // Advances in Life Course Research. Vol. 9. 2005. P. 3-24. https://doi.org/10.1016/S1040-2608(04)09001-X
  18. Aronson P. Breaking barriers or locked out? Class-based perceptions and experiences of postsecondary education // Social Class and Transitions to Adulthood. 2008. Issue 119. P. 41-54. https://doi.org/10.1002/cd.208
  19. Воловская Н.М, Плюснина Л.К. Социологический мониторинг в системе информационно-аналитического сопровождения формирования имиджа вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 5(49). С. 11-14. https://doi.org/10.24158/spp.2018.5.1 EDN UQMGAH
  20. Бочаров В.Ю., Гаврилюк Т.В. Социологический мониторинг как технология и методология анализа образовательных стратегий студентов вузов // Экспертные институты в XXI веке: цивилизационные и цифровые концепции меняющегося мира: сб. науч. тр. / науч. ред. Т.И. Грабельных. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2023. С. 151-156. ISBN 978-5-9624-2165-0 EDN NDGJKT
  21. Российская молодежь: образование и наука / Н.В. Бондаренко, Ю.Л. Войнилов, Г.С. Волкова [и др.]. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2017. 72 с. ISBN 978-5-7598-1597-6 EDN VAZFOE
  22. Бочаров В.Ю., Гаврилюк Т.В. Образовательные траектории как основание типологии студентов российских вузов // Социальное пространство. 2023. Том 9. № 3. https://doi.org/10.15838/sa.2023.3.39.9 EDN RAVHIR
  23. Касьянова Т.И., Мальцев А.В., Гребнев С.А. Профессиональное самоопределение студентов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. № 4(48). С. 78-86. https://doi.org/10.54509/22203036-2022-4-78 EDN AMKVMC
  24. Варшавская Е.Я., Чудиновских О.С. Миграционные планы выпускников региональных вузов России // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2014. № 3. С. 36-58. EDN SFEVXX
  25. Гаврилюк Т.В., Бочаров В.Ю. Оценка готовности к трудовой миграции молодежи нового рабочего класса // Семиотические исследования. 2021. Том 1. № 2. C. 83-90. https://doi.org/10.18287/2782-2966-2021-1-2-83-90 EDN DQEFOL

Статья поступила в редакцию 21.05.2024; одобрена после рецензирования 08.07.2024; принята к публикации 26.08.2024/