РАЗДЕЛ:

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

НАЗВАНИЕ

Трансформация системы высшего образования: вызовы и перспективы

Татьяна Олеговна Разумова, Ирина Георгиевна Телешова

Страницы   338-349  
Просмотры   580  
Размер   489.15 KB  

ИНДЕКСЫ СТАТЬИ

Оригинальная статья

УДК 331.5

DOI: 10.52180/1999-9836_2023_19_3_3_338_349

EDN: GGKNRO

АВТОРЫ

Татьяна Олеговна Разумова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5726-4136

РИНЦ Author ID: 77081

Ирина Георгиевна Телешова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5961-1939

РИНЦ Author ID: 167084

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Разумова Т.О., Телешова И.Г. Трансформация системы высшего образования: вызовы и перспективы // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Том 19. № 3. С. 338–349. DOI https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_3_3_338_349; EDN GGKNRO

АННОТАЦИЯ

В современном мире система высшего образования одновременно выполняет две функции: с одной стороны, обеспечивает рынок труда рабочей силой высшей квалификации, а, с другой стороны, предоставляет гражданам возможность саморазвития и самореализации. Статья посвящена вопросам совершенствования российской системы высшего профессионального образования на современном этапе её развития: определению основных вызовов, стоящих перед системой высшего образования России в настоящее время, и возможных направлений её развития. Рассматривая рынок труда как основной фактор развития системы высшего и дополнительного профессионального образования, авторы в теоретической части представляют методологические основы взаимодействия системы образования и рынка труда, останавливаясь на важнейших положениях теории человеческого капитала, теории образовательных сигналов, концепции непрерывного образования. В практической части статьи представлен анализ направлений реформирования российской системы высшего образования за последние тридцать лет, к числу которых авторы относят: модернизацию структуры системы образования, изменение сроков обучения, перечня специальностей и направлений подготовки, наименований квалификаций; использование компетентностного подхода при разработке и реализации образовательных программ; обеспечение взаимосвязи системы образования и рынка труда. Особое внимание авторы уделяют анализу подходов к разработке и реализации образовательных программ, предоставляющих обучающемуся возможность получения нескольких квалификаций. При этом одной из первоочередных задач является институционализация соответствующего понятийно-категориального аппарата: академическая/образовательная степень/квалификация, профессиональная квалификация, а также определение методологических подходов и принципов формирования их формулировок. В заключении представлены принципиальные положения, которые, по мнению авторов, необходимо принимать во внимание в рамках осуществления трансформации системы высшего образования для обеспечения эффективной системы взаимодействия рынка труда и системы высшего профессионального образования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

рынок труда, система высшего образования, непрерывное образование, компетентностный подход, компетенции, результаты обучения, федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональные стандарты, квалификации

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Татьяна Олеговна Разумова

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики труда и персонала экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия

Ирина Георгиевна Телешова

кандидат экономических наук, доцент кафедры макроэкономической политики и стратегического управления, заместитель декана по учебно-методическому объединению экономического факультета МГУ им М.В. Ломоносова, Москва, Россия

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса: учебное пособие / Е.М. Андреев, С.Н. Бобылев, Е.В. Белова [и др.]. М.: Права человека, 2008. 636 с. ISBN 978-5-7712-0394-2
  2. Мониторинг эффективности внедрения ФГОС: задачи и критерии / В.В. Зырянов, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун, С.В. Коршунов, И.Б. Котлобовский, А.Б. Сазонов, А.В. Синяков, И.Г. Телешова // Высшее образование в России. 2012. № 8–9. С. 3–14.
  3. Исследователь XXI века: формирование компетенций в системе высшего образования: Коллективная монография / Ю.Д. Артамонова, О.В. Воробьева, А.Л. Демчук [и др.]. М.: Геоинфо, 2018. 240 с. ISBN 978-5-9908493-8-9; EDN YNNVVB
  4. Аспирантура как уровень высшего образования: состояние, проблемы, возможные решения / Е.В. Караваева, В.В. Маландин, И.А. Мосичева, И.Г. Телешова // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 11. С. 22–34. DOI https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-11-22-34; EDN YOEEZF
  5. Гуслякова Е.М., Демчук А.Л., Телешова И.Г. Вхождение системы высшего образования Российской Федерации в Европейское пространство высшего образования: проблемы и задачи // Высшее образование в России. 2014. № 10. С. 5–10
  6. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И. Концепция ФГОС ВО четвёртого поколения для инженерной области образования в контексте выполнения поручений Президента России // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 4. С. 73–85. DOI https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-4-73-85; EDN GUBKJT
  7. Как сделать образование двигателем социально-экономического развития?: Серия коллективных монографий / И.В. Абанкина, М.Ю. Алашкевич, В.А. Болотов [и др.]. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 284 с. ISBN 978-5-7598-1995-0
  8. Возможность использования методологических принципов европейского образования в российских университетах / Е.В. Караваева, И.Г. Телешова, М.Е. Ульянова, В.Х. Эченикэ // Высшее образование в России. 2013. № 1. С. 3–13
  9. Двенадцать решений для нового образования: экспертно-аналитический доклад / под ред. Я.И. Кузьминова, И.Д. Фрумина. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 106 с.
  10. Яковлева Н.Г. Российское образование: глобальные и национальные вызовы формированию человеческого потенциала // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19. № 1. С. 36–46. DOI https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_1_3_36_46; EDN GNWDCQ
  11. Мачхелян Г.Г. Актуальные проблемы перестройки системы образования в современной России // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 1. № 1. C. 47–60. DOI https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_2_1_47_60; EDN CWEOYO
  12. Гретченко А.И., Одегов Ю.Г. Модернизация «болонизации» – по какому пути пойти? // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 1. № 1, С. 61–69. DOI https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_1_5_61_69; EDN MHAPNQ
  13. Разумова Т.О., Золотина О.А. Особенности занятости выпускников вузов на российском рынке труда // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2019. № 2. С. 138–157. EDN ZSCCSL
  14. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education (3rd ed.). Becker G.S. Chicago: University of Chicago Press; 1994. 392 p. ISBN 0-226-04119-0
  15. Schultz T. W. Investment in Human Capital // The American Economic Review. 1961. Vol. 51. No 1. Р. 1-17.
  16. Spence M. Job Market Signaling // The Quarterly Journal of Economics. 1973. Vol. 87. No 3. Р. 355-374.
  17. Экономика труда (экономическая теория труда): Учебное пособие / Т.О. Разумова, C.Ю. Рощин. М.: ИНФРА-М, 2000. 400 с. ISBN 5-16-000146-8
  18. Бурак И.Д., Разумова Т.О. Дополнительное профессиональное образование как инструмент реализации концепции обучения в течение всей жизни. // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2019. Т. 11. № 1. С. 30–48.
  19. Aspin D.N., Chapman J.D. Lifelong learning: concepts and conceptions // International Journal of Lifelong Education. 2000. Vol. 19. No 1. P. 2-19.

Статья поступила в редакцию 18.06.2023; одобрена после рецензирования 04.08.2023; принята к публикации 15.08.2023