РАЗДЕЛ:

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

НАЗВАНИЕ

Проектирование системы расширенного воспроизводства кадров для ТЭК в контексте очередного реформирования инженерного образования

Виктор Георгиевич Мартынов, Ольга Владимировна Будзинская, Виктор Соломонович Шейнбаум

Страницы   243-257  
Просмотры   321  
Размер   650.93 KB  

ИНДЕКСЫ СТАТЬИ

Оригинальная статья

УДК 331.5

https://doi.org/10.52180/1999-9836_2024_20_2_8_243_257

EDN CSHORJ

АВТОРЫ

Виктор Георгиевич Мартынов

Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина, Москва, Россия

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7034-3979

SPIN-код: 1327-9929

РИНЦ Author ID: 378616

Ольга Владимировна Будзинская 

Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина, Москва, Россия

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2922-0800

SPIN-код: 1135-7324

РИНЦ Author ID: 195171

Виктор Соломонович Шейнбаум

Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина, Москва, Россия

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4932-3324

SPIN-код: 7828-2457

РИНЦ Author ID: 565184

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ 

Мартынов В.Г., Будзинская О.В., Шейнбаум В.С. Проектирование системы расширенного воспроизводства кадров для ТЭК в контексте очередного реформирования инженерного образования // Уровень жизни населения регионов России. 2024. Том 20. № 2. С. 243–257. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2024_20_2_8_243_257 EDN CSHORJ

АННОТАЦИЯ

В представленном в июне 2023 года Совету Федерации докладе Правительства Российской Федерации «О реализации государственной политики в сфере образования в 2022 г.» констатировалось, что одним из инструментов достижения её стратегических целей является «формирование целостной системы воспроизводства кадров для научно-технологического развития страны». Система воспроизводства кадров отраслей экономики формирует научно-технический потенциал промышленности и оказывает прямое влияние на качество жизни работников отраслей и населения в целом. Естественно, этот созидательный процесс требует проекта. Одним из базовых принципов проектирования сложных систем является декомпозиция, основанная на том, что подобные системы создаются образованием совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих, но структурно относительно автономных подсистем. Применительно к системе воспроизводства кадров для экономики страны, социальной и других сфер жизнедеятельности общества, такие подсистемы могут быть выделены на всём множестве этих сфер. В их числе строительство, промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, связь, ЖКХ, образование, культура, торговля и т.д. Именно в таком ключе в настоящей статье, развивающей ряд положений докторской диссертации О.В. Будзинской, обсуждается проектирование системы расширенного воспроизводства кадров для ТЭК с учётом новаций, предложенных Минобрнауки РФ в связи с выходом России из Болонского процесса. Отстаивая на протяжении многих лет точку зрения, что инженерное образование не завершается в вузе, авторы, опираясь на методологию системного анализа и базовых положения теории систем, и на основе сопоставительного анализа трендов в инженерном образовании экономически развитых стран обосновывают тезис о нецелесообразности в ситуации активного развития непрерывного образования, в особенности, корпоративного сегмента в нём, единого стандарта для укрупненных групп направлений и специальностей инженерной подготовки в части длительности программ базового и специализированного образования. Предмет исследования – система профессионального образования РФ. Объект исследования - многоуровневая система инженерного образования в России. Цель исследования – аргументировать не связанность многоуровневости отечественного образования с Болонским процессом и обосновать необходимость системного подхода к оптимизации длительности образовательных программ каждого уровня.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

кадровое обеспечение, инженерная деятельность, инженерное образование, экосистемы, расширенное воспроизводство, непрерывное профессиональное образование, квалификация

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Виктор Георгиевич Мартынов
академик РАО, доктор экономических наук, профессор, ректор, Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина 

Ольга Владимировна Будзинская

доктор экономических наук, доцент, Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина

 

Виктор Соломонович Шейнбаум

кандидат технических наук, профессор, Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Колин К.К. Гуманитарные основы инженерного образования // Стратегические приоритеты. 2020. № 3-4(27-28). С. 138–145. EDN NGRMKY
  2. Линник Ю.Н., Кирюхин М.А. Цифровые технологии в нефтегазовом комплексе // Вестник университета. 2019. № 7. С. 37-40. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2019-7-37-40 EDN URTLQA
  3. Кибирев Е.А., Кузьмин М.И., Зацепин А.Ю., Клинков Е.В. Безлюдные месторождения: настоящее и будущее // PROНЕФТЬ. Профессионально о нефти. 2020. № 1(5). С. 64-68. https://doi.org/10.24887/2587-7399-2020-1-64-68 EDN AWWDTT
  4. Оплетина Н.В. Инженерное образование в контексте новой технологической парадигмы общественного развития // Науковедческие исследования. 2022. № 2. С.55-70. https://doi.org/31249/scis/2022.02.04 EDN UIZIGX
  5. Состояние, проблемы и перспективы развития современного образования : Монография / В. В. Акиндинов, Д. С. Александрова, З. В. Баишева [и др.]. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства "Новая Наука", 2023. 209 с. ISBN 978-5-00215-145-5. https://doi.org/10.46916/20112023-1-978-5-00215-145-5 EDN HADUWE
  6. Зайцева О. В. Непрерывное образование: основные понятия и определения // Вестник ТГПУ. 2009. № 7(85). С. 106-109. EDNISADDH
  7. Мачхелян Г.Г. Актуальные проблемы перестройки системы образования в современной России //Уровень жизни населения регионов России. 2023. Том 19. № 1 С. 47-60 https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_1_4_47_60 EDN MEUYVW
  8. Караваева Е.В. Квалификации высшего образования и профессиональные квалификации: «сопряжение с напряжением» // Высшее образование в России. 2017. № 12(218). С. 5-12. EDN ZXJGDX
  9. Мартынов В.Г., Шейнбаум В.С. Как преодолеть противоречия в базовых понятиях сферы труда и образования // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2024 г. № 4(232). С. 5-13. EDN PXIQSE
  10. Производственная практика глазами студентов технического вуза (по материалам социологического исследования) / / А. Ю. Мягков, М. В. Григорьева, И. В. Журавлева, С. Л. Журавлева // Образование и наука. 2015. № 4(123) С. 100-110. EDN TROEWN
  11. Заболотняя Е. А., Серегина В.В., Середина М.Н. Требования рынка труда к человеческому капиталу молодежи // Современная экономика: проблемы и решения. 2020. № 10(130). С. 64-76. https://doi.org/10.17308/meps.2020.10/2449 EDN OZYIHJ
  12. Мартынов В.Г., Кошелев В.Н., Шейнбаум В.С. Теория производства полуфабрикатов в приложении к высшему профессиональному образованию // Инженерное образование. 2012. № 11. С. 96-101. EDN RSGPZN
  13. Чеглакова Л.М. Наставничество: новые контуры организации социального пространства обучения и развития персонала промышленных организаций // Экономическая социология. 2011. Т. 12 № С.80-98. EDN OYTSGX
  14. Масалимова А.Р. Корпоративная подготовка наставников. Казань: Изд-во «Печать-Сервис XXI век», 2013. 183 с. ISBN 978-5-91838-074-1
  15. Татьяненко С.А., Сердученко Ю.В. Роль портфолио в повышении конкурентоспособности выпускника вуза // Материалы IV Международной конференции «Проблемы и перспективы развития образования», июль 2013 г., Пермь, Россия. Пермь: Меркурий, 2013. С. 29-33. ISBN 978-5-88187-448-3
  16. Шейнбаум В.С., Зиганшина В.С. Дуальное обучение в системе профпереподготовки – лучшая технология превращения бакалавра в реального специалиста // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2014. № 6-7(12-13). С. 65 - 68. EDN TEJVTH
  17. Владимиров А.И. Высшее образование на рубеже XXI века (состояние и перспективы развития) // Известия высших учебных заведений. Нефть и газ. 1997. № 1. С. 6-13. EDN SXUBZH
  18. Варшавский А.Е., Кочеткова Е.В. Анализ показателей численности инженерно-технических специалистов в России // Экономический анализ: теория и практика. 2016. № 9(456). С. 67-85. EDN WMAWOJ
  19. Филатова М.Н., Шейнбаум В.С., Щедровицкий П.Г. Онтология компетенции «умение работать в команде» и подходы к её развитию в инженерном вузе // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 6. С. 71-82. EDN XRODRB
  20. Образовательно-инновационные технологии: теория и практика: монография / Ю.А. Афонькина, С.А. Баляева, А.А. Васильев [и др.]; под общей ред. проф. О.И. Кирикова. Книга 1. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2008. 420 с. ISBN 978-5-88519-466-2 EDN VNDBIN
  21. Искусственный интеллект в инженерном образовании / Б. А. Левин, А. А. Пискунов, В. Ю. Поляков, А. В. Савин // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 7. С. 79-95. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-7-79-95 EDN KCNAPJ
  22. Сенашенко В.С. О некоторых особенностях обновления системы высшего образования России //ALMA MATER (Вестник высшей школы). 2023. № 12. С. 9–15. https://doi.org/10.20339/am.12-23.009 EDN YHKHQZ
  23. Щедровицкий П.Г., Кузнецов Ю.В. От разделения труда к разделению деятельности // Философские науки. 2014. № 6. С. 49-64. EDN SJWCCV
  24. Аношкина В. Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). Ростов-на-Дону: РО ИПК и ПРО, 2001. 176 с. ISBN 57212-0249-1
  25. Будзинская В.С., Мартынов В.Г., Шейнбаум В.С. Развитие системного подхода к проектированию кадрового обеспечения ТЭК в парадигме непрерывного образования // Труд и социальные отношения. 2023. Том 34. № 6. С.5-23. https://doi.org/20410/2073-7815-2023-34-6-5-23 EDN EOFBJL
  26. Пружинин А.Н. Анализ корпоративного образования нефтяных компаний (на примере компаний «Роснефть» и «Газпром нефть») // Государственная служба. 2019. Том 21. № 4(120). С. 58–65. https://doi.org/22394/2070-8378-2019-21-4-58-65 EDN WHYEAS
  27. Ширинкина Е.В. Роль корпоративных университетов в современном мире // Современное образование. 2023. № 1. С. 1-10. https://doi.org/25136/2409-8736.2023.1 EDN WJDASO
  28. Шейнбаум В. С. Инженерная деятельность в контексте гуманитарного мышления // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 8-9. С. 89-109. https://doi.org/31992/0869-3617-2023-32-8-9-89-109 EDN PWRKZA
  29. Колесникова О.А., Маслова Е.В., Околелых И.В. Кадровый дефицит на современном рынке труда России: проявления, причины, тренды, меры преодоления // Социально-трудовые исследования. 2023. № 4(53). С. 179-189. https://doi.org/34022/2658-3712-2023-53-4-179-189 EDN DLOSFN
  30. Гунько Н.Н., Динукова О.А., Вишневер В.Я. О проблемах сбалансированности на рынке труда // Экономика труда. 2020. Том 7. № 3. С. 211-220. https://doi.org/18334/et.7.3.100677 EDN RAZRJO

Статья поступила в редакцию 14.03.2024; одобрена после рецензирования 19.05.2024; принята к публикации 09.06.2024.